Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






"ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОГРАНИЧЕНИЙ (ОБРЕМЕНЕНИЙ)"
(ред. от 05.11.2002)
(Утв. Учреждением юстиции ПКРЦ от 21.09.2000 № 20)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа не опубликован.



Утратил силу в связи с изданием распоряжения Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края от 29.03.2004 № 12.



Утверждено
распоряжением
начальника Учреждения
юстиции "Приморский краевой
регистрационный центр"
от 21.09.2000 № 20

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОГРАНИЧЕНИЙ (ОБРЕМЕНЕНИЙ)

(в ред. распоряжений учреждения юстиции
от 03.06.2002 № 10, от 05.11.2002 № 24)

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основании Конституции Российской Федерации, Основ законодательства РФ о нотариате, Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса РСФСР, Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15.12.1978 в редакции от 25.06.2002, Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 № 178-ФЗ, федеральных законов РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997, "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 № 73-ФЗ, "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998, постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 № 3020-1, постановлений Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 18.02.1998 № 224 "Об утверждении Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование", Законов Приморского края "Об охране памятников истории и культуры" от 01.11.1996, "Об органах опеки и попечительства в Приморском крае" от 17.06.1998, постановлений губернатора Приморского края от 18.12.1998 № 583 "Об утверждении Положения об учреждении юстиции "Приморский краевой центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество", от 10.02.2000 № 186 "О возложении на комитет по природным ресурсам администрации края отдельных государственных полномочий в области регулирования лесных отношений на территории края", а также иных нормативных актов Российской Федерации и Приморского края, нормативных документов учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края (далее учреждение юстиции).
1.2. Настоящая Инструкция является обязательной для использования при осуществлении приема документов, проведении правовой экспертизы и внесении записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП) в учреждении юстиции и его филиалах.
1.3. Ограничение (обременение) наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества.
1.4. Государственная регистрация ограничений (обременений) прав на объект недвижимого имущества возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.
1.5. В настоящей Инструкции рассмотрены следующие виды ограничений (обременений):
- статус памятника истории и культуры;
- доверительное управление;
- опека;
- попечительство;
- условия, на которых объект недвижимого имущества был приобретен по конкурсу;
- безвозмездное пользование.
1.6. Порядок государственной регистрации арестов, запретов (запрещений) рассмотрен в Инструкции "О порядке государственной регистрации арестов, запретов (запрещений)", утв. распоряжением начальника ПКРЦ от 09.08.2001 № 20, с изменениями и дополнениями, утв. распоряжением и.о. начальника ПКРЦ от 20.03.2002 № 6, от 28.08.2002 № 16.
Особенности государственной регистрации сервитутов рассмотрены в Инструктивном письме "О порядке применения действующего законодательства о регистрации сервитутов".
Особенности государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда рассмотрены в Инструкции "О порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования и концессии участков лесного фонда и прав на участки лесного фонда", утв. распоряжением и.о. начальника ПКРЦ от 03.06.2002 № 10.
Особенности государственной регистрации аренды других объектов недвижимости и ипотеки будут рассмотрены в иных методических и инструктивных материалах, подготавливаемых учреждением юстиции.
1.7. На основании решения юридического совета от 04.04.2002 (протокол № 62-юр) учреждение юстиции не осуществляет государственную регистрацию ограничения (обременения) права в виде права пользования жилым помещением.
Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника (п. 2 ст. 292 ГК РФ). Как следует из п. 1 ст. 558 ГК РФ, существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
При приеме документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также при проведении правовой экспертизы, следует проверять законность заключенного договора наличие в договоре купли-продажи жилого помещения перечня лиц, сохраняющих право пользования продаваемым жилым помещением. Если договор купли-продажи жилого помещения не содержит подобного условия, в нем должно быть указано об отсутствии лиц, сохраняющих право пользования настоящим жилым помещением.
В случаях, когда граждане, являющиеся стороной договора, обязуются сняться с регистрационного учета, об этом должно быть указано в договоре. При этом должна быть указана дата, не позднее которой граждане обязуются сняться с регистрационного учета.
Если граждане, не являющиеся стороной договора, не намерены проживать в отчуждаемом помещении, необходимо предоставление нотариально удостоверенного обязательства (заявления) о снятии их с учета (с указанием даты, не позднее которой обязуются сняться с учета). При отсутствии нотариально удостоверенного заявления граждане обращаются с письменным заявлением о снятии с учета, составленным в присутствии специалиста отдела приема учреждения юстиции.
В случае, если ранее в ЕГРП была внесена запись о регистрации ограничения (обременения) права в виде права пользования жилым помещением, данное право пользования может быть прекращено на основании заявления как самого лица, проживающего в жилом помещении (пользователя), так и собственника жилого помещения. В последнем случае основанием для прекращения записи о праве пользования является документ, подтверждающий снятие лица, сохраняющего право пользования жилым помещением с регистрационного учета (выписка из домовой книги или др.).
Примечание. Основанием для прекращения права пользования жилым помещением может также являться решение суда.

1.8. Оспаривание в судебном порядке прав на недвижимое имущество не является основанием для государственной регистрации ограничения (обременения) в виде права требования (п. 2 ст. 28 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", далее ФЗ о регистрации). Под оспариванием прав следует понимать оспаривание правоустанавливающего акта государственного органа или органа местного самоуправления, оспаривание действительности сделки, из которой возникло право и др.
При наличии судебного спора в отношении прав на объект недвижимого имущества либо по другим основаниям государственный регистратор обязан сделать запись в графе "Особые отметки" подраздела II Единого государственного реестра прав о праве требования определенных лиц на конкретный объект недвижимости (например, "право требования Иванова Ивана Ивановича"). Соответствующая запись производится на основании судебных актов, повесток, извещений о рассмотрении дел в отношении прав на недвижимое имущество по инициативе как самих судебных органов, так и по инициативе сторон спора, иных заинтересованных лиц.
В случае если в порядке п. 3 ст. 28 ФЗ о регистрации в учреждение юстиции поступило судебное решение, определение (спор рассмотрен по существу), в графе "Особые отметки" подраздела II ЕГРП делается запись о наличии судебного решения. Порядок государственной регистрации при наличии в ЕГРП подобной записи рассмотрен в п. 1.7 Методических рекомендаций о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании судебных актов, утвержденных распоряжением начальника ПКРЦ от 04.12.2001 № 27.

2. Памятники истории и культуры

2.1. Памятники это сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, вне зависимости от форм собственности и степени их сохранности.
К недвижимым памятникам истории и культуры, в соответствии со ст. 2 Закона Приморского края "Об охране памятников истории и культуры", относятся:
1. Единичные памятники - отдельные постройки, здания, сооружения, а также четко локализуемые архитектурные ансамбли фортификационного, культового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, пещеры вместе с их историческими территориями и находящимися в них движимыми культурными ценностями, земельные участки, содержащие археологические слои.
2. Ансамбли - исторически или по единому замыслу сложившиеся комплексы недвижимых единичных памятников, исторические места, исторические ландшафты, обладающие универсальной ценностью с археологической, архитектурной, исторической, эстетической или социально-культурной точек зрения, места музеефицированных археологических или палеонтологических раскопок, исторические города или поселения, фрагменты исторических планировок, старинные городские кварталы, деревни, архитектурные ансамбли, произведения ландшафтной архитектуры, некрополи, произведения монументального искусства - скульптурные памятники, стеллы, обелиски, произведения монументальной живописи, комплексы монументально-декоративного искусства.
3. Достопримечательные места - территории, имеющие универсальную ценность как совместные творения природы и человека с точки зрения истории, эстетики, этнологии.
4. Памятники истории - постройки с их исторически сложившимися территориями, кладбища, территории и ландшафты, связанные с историческими событиями, жизнью городов, выдающихся исторических личностей, ученых, деятелей искусств.
5. Памятники археологии:
- объекты жилого назначения - культурные слои, постройки древних городов, городищ, селищ, стоянок, жилища, убежища;
- объекты религиозного назначения - храмы, церкви, монастыри, святые места, культовые комплексы;
- объекты фортификационного назначения;
- погребальные комплексы - святилища, места совершения обрядов, курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения, некрополи, мавзолеи;
- каменные кресты, культовые камни, изваяния, наскальная и пещерная живопись, этнографические памятники;
- объекты хозяйственного назначения - остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических устройств (пруды, каналы и другие), транспортных артерий и сооружений (дороги, мосты, стоянки и другие), инфраструктура водных и водно-волоковых путей.
2.2. Вопросы, связанные с выявлением, государственным учетом, охраной и использованием памятников регулируются Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15.12.1978 в редакции от 25.06.2002, Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 № 73-ФЗ (далее ФЗ о памятниках истории и культуры), Законом Приморского края "Об охране памятников истории и культуры", другими нормативными правовыми актами. При этом впредь до утверждения Правительством РФ положения о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее реестр) в соответствии с п. 6 ст. 63 ФЗ о памятниках истории и культуры, а также приведения законодательства Приморского края в соответствие с ФЗ о памятниках истории и культуры, сохраняется прежний (описанный ниже) порядок отнесения объектов недвижимости к объектам историко-культурного наследия.
2.3. Государственными органами охраны памятников Приморского края являются управление культуры администрации Приморского края и государственное учреждение культуры "Приморский государственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры".
К местным органам охраны памятников относятся управления, отделы культуры органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края.
2.4. Государственный учет памятников на территории Приморского края осуществляет "Приморский государственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры" (далее - Центр). Учет памятников осуществляется на основании списков недвижимых памятников, которые подразделяются на списки вновь выявленных памятников и государственные списки недвижимых памятников истории и культуры. Указанные списки направляются Центром для осуществления государственной регистрации в учреждение юстиции.
Примечание. В соответствии со ст. 18 ФЗ о памятниках истории и культуры орган охраны объектов культурного наследия исполнительной власти субъекта РФ ведет Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, порядок формирования и ведения которого будет предусмотрен соответствующим постановлением Правительства РФ, в соответствии с которым в данный раздел своевременно будут внесены соответствующие изменения.

2.5. Статус вновь выявленного недвижимого памятника распространяется на объект до момента включения его в государственный список недвижимых памятников истории и культуры либо до принятия решения об исключении его из списка вновь выявленных недвижимых памятников истории и культуры.
2.6. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры формируются Центром на основе списка вновь выявленных памятников и включают в себя объекты историко-культурного наследия, отнесенные решениями органов власти Приморского края к охраняемым государством памятникам.
2.7. Памятники (независимо от категории историко-культурного назначения) могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 1 ст. 48 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
2.8. Распоряжение памятниками осуществляется собственником либо уполномоченным лицом по согласованию с Центром.
Права собственников памятников ограничиваются установлением режима содержания и использования памятников в целях их сохранения и обеспечения общественной доступности, что фиксируется в двухсторонних охранных договорах (охранных обязательствах) между будущим собственником и Центром.
2.9. Договор аренды памятника заключается в соответствии с правилами, предусмотренными Гражданским кодексом РФ для заключения договоров аренды зданий и сооружений, и с учетом требований ФЗ о памятниках истории и культуры. В договоре аренды памятника обязательно указываются сведения об особенностях, составляющих предмет его охраны, которые содержатся в списках памятников недвижимости.
2.10. При продаже недвижимых памятников, находящихся в частной собственности, собственники памятников уведомляют об этом Центр, а также ставят в известность приобретателя о наличии охранного договора и об условиях использования памятника.
2.11. Регистрация такого ограничения (обременения) как памятник истории и культуры производится учреждением юстиции одновременно с регистрацией права (перехода права) на конкретный памятник истории и культуры на основании официальной информации об отнесении объекта недвижимости к памятникам истории и культуры, содержащейся в документе, описывающем объект недвижимости.
При государственной регистрации ограничения (обременения) в виде памятника истории и культуры не требуется предоставление отдельного заявления, такая регистрация производится без оплаты. При этом должностное лицо учреждения юстиции или его филиала, принимающее документы на государственную регистрацию права и (или) сделки, обязано предупредить заявителя о том, что на основании данных документов в ЕГРП будет зарегистрировано ограничение (обременение) в виде памятника истории и культуры. В форме заявления о государственной регистрации права заявитель после слов "и выдать свидетельство о государственной регистрации" вручную делает отметку о таком предупреждении следующего содержания: "Предупрежден о том, что в Едином государственном реестре прав будет зарегистрировано ограничение (обременение) в виде памятника истории и культуры".
Запись об ограничении (обременении) памятника истории и культуры вносится в подраздел III-6 ЕГРП под тем же номером, что и номер регистрации права на объект недвижимости, являющийся памятником истории и культуры.
При этом номер государственной регистрации ограничения (обременения) в виде памятника истории и культуры формируется в следующем порядке: в базе данных "Регистрация" на один и тот же номер заявки ссылаются два регистрационных номера регистрационный номер права и регистрационный номер ограничения (обременения) в виде памятника истории и культуры, отличающиеся только последней цифрой-расширением. Например:
в базе данных "Заявки" была оформлена заявка на регистрацию права под входящим № 10/2002-187;
при совершении регистрационных действий в базе данных "Регистрация" при формировании записей о праве и ограничении (обременении) необходимо ссылаться на один и тот же номер заявки, заполняя при этом в регистрационном номере так называемые цифры-дополнения:
- регистрационный номер права - 25-1/05-10/2002-187/1,
- регистрационный номер ограничения (обременения) - 25-1/05-10/2002-187/2.
Последняя цифра-дополнение указывается только в экранной форме, а во всех печатных формах (подразделы ЕГРП, свидетельства о государственной регистрации прав, выписки из ЕГРП, книги учета входящих документов, выданных свидетельств, выданной информации о зарегистрированных правах, сведения, предоставляемые в БТИ, налоговые органы, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству) и при заполнении штампа регистрационный номер указывается без последней цифры-дополнения.
Примечание. Данный порядок не распространяется на объекты недвижимости, регистрация ограничения (обременения) прав (в виде памятника истории и культуры) на которые была осуществлена до принятия распоряжения начальника ПКРЦ от 24.05.2001 № 17. Номер регистрации ограничения (обременения) в виде памятника истории и культуры, сформированный в соответствии с ранее действовавшим порядком, сохраняется и при переходе права на указанные объекты недвижимого имущества.

При выдаче свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества памятник истории и культуры в графе "Существующие ограничения (обременения)" указывается: "Памятник истории и культуры".
В дальнейшем при переходе права на памятник истории и культуры ограничение (обременение) прекращается не полностью, а преобразуется в пользу другого гражданина или юридического лица (ст. 63 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219). На листе III-6 ЕГРП проставляется штамп погашения регистрационной записи.
Выводится новый лист подраздела III-6 ЕГРП, который содержит записи об ограничении (обременении) в виде памятника истории и культуры. При этом указываются прежний номер и дата регистрации (в вышеприведенном примере: 25-1/05-10/2002-187/2).
В базе данных в соответствующей записи о регистрации ограничения (обременения) в виде памятника истории и культуры в окне "Правообладатель" вносятся сведения о новом правообладателе. В окне "Изменения к регистрации" заполняются графы "Дата изменений" (указывается дата регистрации права нового правообладателя) и "Содержание изменений" (указываются слова "Переход права").
Примечание. В случае поступления заявления о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, в отношении объекта недвижимости, являющегося памятником истории и культуры, ограничение (обременение) права на который в виде памятника истории и культуры было не зарегистрировано учреждением юстиции (его филиалом), в выписке из ЕГРП в графе "Особые отметки" указывается "памятник истории и культуры". При последующей регистрации перехода права на данный объект производится одновременная регистрация ограничения (обременения) в виде памятника истории и культуры в порядке, указанном выше.

3. Доверительное управление имуществом

3.1. Доверительное управление имуществом может быть учреждено на основании договора или по основаниям, предусмотренным законом.
Особенности осуществления доверительного управления имуществом по основаниям, предусмотренным законом, рассмотрены в п. 4.10 настоящей Инструкции.
3.2. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
3.3. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему.
3.4. Передача имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в качестве ограничения (обременения) права собственности в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.
Договор доверительного управления недвижимым имуществом регистрации не подлежит. Он заключается в той же форме, что и договор купли-продажи недвижимого имущества, то есть путем составления единого документа, подписанного сторонами.
3.5. Заявление о государственной регистрации передачи имущества в доверительное управление подают все стороны договора доверительного управления имуществом (учредитель управления и доверительный управляющий), если договор заключен в простой письменной форме, а если договор нотариально удостоверен по желанию сторон одна из сторон договора.
3.6. К заявлению о государственной регистрации должен быть приложен документ об оплате регистрации, документ, удостоверяющий личность заявителя, учредительные документы юридического лица и другие документы, необходимые для проведения государственной регистрации.
3.7. Плата за регистрацию ограничения (обременения) в виде доверительного управления взимается в размере, установленном для регистрации передачи имущества в доверительное управление (раздел VI "Регистрация ограничений (обременений)" "Размеров платы за государственную регистрацию прав", утв. постановлением губернатора Приморского края от 15.10.2002 № 538).
3.8. При приеме документов на государственную регистрацию и осуществлении правовой экспертизы учитываются следующие ограничения, установленные ГК РФ в отношении объектов доверительного управления и субъектного состава договора:
- имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление;
- учредителем доверительного управления является собственник имущества;
- доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия; доверительным управляющим не может быть государственный орган или орган местного самоуправления;
- выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом не может быть доверительный управляющий.
3.9. Существенными условиями договора доверительного управления имуществом являются:
- состав имущества, передаваемого в доверительное управление;
- наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);
- размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;
- срок действия договора.
Примечание. Договор доверительного управления имуществом заключается на срок, не превышающий пяти лет. Для отдельных видов имущества, передаваемого в доверительное управление, законом могут быть установлены иные предельные сроки, на которые может быть заключен договор.
При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором.

До регистрации передачи имущества в доверительное управление регистратор обязан проверить наличие этих условий в договоре, так как при их отсутствии договор будет считаться незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
3.10. Доверительное управление имуществом может быть учреждено по основаниям, предусмотренным законом:
- вследствие необходимости постоянного управления имуществом подопечного в случаях, предусмотренных статьей 38 ГК РФ;
- на основании завещания, в котором назначен исполнитель завещания (душеприказчик);
- по иным основаниям, предусмотренным законом.
Статья 41 ГК РФ предусматривает, что распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному лицу, над которым установлено попечительство в форме патронажа, осуществляется попечителем на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным.
В соответствии со ст. 43 ГК РФ, имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключенного с этим органом.
В случаях, когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения; а права учредителя управления принадлежат соответственно органу опеки и попечительства, исполнителю завещания (душеприказчику) или иному лицу, указанному в законе.
Основаниями для государственной регистрации передачи имущества в доверительное управление в данном случае являются:
- решение органа опеки и попечительства о назначении опеки и попечительства и договор, заключенный органом опеки и попечительства с управляющим, определенным этим органом;
- завещание и договор душеприказчика с доверительным управляющим;
- решение органа опеки и попечительства об установлении попечительства в форме патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином и договор доверительного управления, заключенный подопечным с попечителем;
- решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим и договор доверительного управления, заключенный органом опеки и попечительства с управляющим, определенным этим органом.
Помимо документов, указанных выше, во всех случаях требуется предоставление акта приема-передачи.
3.11. Запись о регистрации передачи имущества в доверительное управление вносится в подраздел III-6 ЕГРП. При этом графы подраздела III-6 ЕГРП заполняются следующим образом:
- в графе "Лицо, права которого обременяются (ограничиваются)" указывается учредитель доверительного управления;
- в графе "Лицо, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права" указывается доверительный управляющий.
Свидетельство о государственной регистрации не выдается.
На договоре делается отметка о произведенной регистрации за подписью регистратора, которая скрепляется гербовой печатью: "Зарегистрировано ограничение (обременение) в виде доверительного управления "__" ______ 2002 г., рег. № ____. Регистратор ___________".
3.12. Обращение взыскания по долгам учредителя управления на имущество, переданное им в доверительное управление, не допускается, за исключением несостоятельности (банкротства) учредителя управления. При банкротстве учредителя управления доверительное управление этим имуществом прекращается и оно включается в конкурсную массу (п. 2 ст. 1018 ГК РФ).
3.13. Договор доверительного управления имуществом прекращается вследствие:
- смерти гражданина, являющегося выгодоприобретателем, или ликвидации юридического лица - выгодоприобретателя, если договором не предусмотрено иное;
- отказа выгодоприобретателя от получения выгод по договору, если договором не предусмотрено иное;
- смерти гражданина, являющегося доверительным управляющим, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
- отказа доверительного управляющего или учредителя управления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом;
- отказа учредителя управления от договора по иным причинам, чем та, которая указана выше, при условии выплаты доверительному управляющему обусловленного договором вознаграждения;
- признания несостоятельным (банкротом) гражданина - предпринимателя, являющегося учредителем управления.
При отказе одной стороны от договора доверительного управления имуществом другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения договора, если договором не предусмотрен иной срок уведомления.
При прекращении договора доверительного управления имущество, находящееся в доверительном управлении, передается учредителю управления, если договором не предусмотрено иное.
3.14. Прекращение доверительного управления осуществляется в следующем порядке:

   ------------------------------------------T---------------------------------------¬

¦1. В случае смерти гражданина, ¦С заявлением обращается вторая сторона ¦
¦являющегося выгодоприобретателем, ¦договора доверительного управления ¦
¦доверительным управляющим ¦имуществом. Основанием для регистрации ¦
¦ ¦является свидетельство о смерти ¦
+-----------------------------------------+---------------------------------------+
¦2. В случае ликвидации юридического лица-¦С заявлением обращаются все стороны ¦
¦выгодоприобретателя по договору ¦договора. ¦
¦ ¦Основанием для регистрации является ¦
¦ ¦документ, подтверждающий внесение ¦
¦ ¦записи в единый государственный реестр ¦
¦ ¦о ликвидации юридического лица ¦
+-----------------------------------------+---------------------------------------+
¦3. В случае ликвидации юридического лица-¦С заявлением обращается доверительный ¦
¦выгодоприобретателя, являющегося ¦управляющий. ¦
¦одновременно учредителем управления ¦Основанием для регистрации является ¦
¦ ¦документ, подтверждающий внесение ¦
¦ ¦записи в единый государственный реестр ¦
¦ ¦о ликвидации юридического лица ¦
+-----------------------------------------+---------------------------------------+
¦4. В случае признания доверительного ¦С заявлением обращается учредитель ¦
¦управляющего недееспособным, ¦управления. ¦
¦ограниченно дееспособным или безвестно ¦Основанием для регистрации является ¦
¦отсутствующим, а также признания ¦вступившее в законную силу решение суда¦
¦индивидуального предпринимателя ¦о признании гражданина недееспособным, ¦
¦несостоятельным (банкротом) ¦ограниченно дееспособным, а также ¦
¦ ¦признании индивидуального ¦
¦ ¦предпринимателя несостоятельным ¦
¦ ¦(банкротом) ¦
+-----------------------------------------+---------------------------------------+
¦5. В случае отказа ¦С заявлением обращаются все стороны ¦
¦выгодоприобретателя от получения выгод ¦договора. ¦
¦по договору, если договором не ¦Основанием для регистрации является ¦
¦предусмотрено иное ¦письменный отказ выгодоприобретателя ¦
¦ ¦от получения выгод по договору ¦
+-----------------------------------------+---------------------------------------+
¦6. В случае отказа доверительного ¦С заявлением обращаются все стороны ¦
¦управляющего или учредителя управления ¦договора. ¦
¦от осуществления доверительного ¦Основанием для регистрации является ¦
¦управления в связи с невозможностью для ¦письменный отказ одной из сторон от ¦
¦доверительного управляющего лично ¦договора доверительного управления (при¦
¦осуществлять доверительное управление ¦этом должен быть документ, ¦
¦имуществом ¦подтверждающий, что другая сторона была¦
¦ ¦уведомлена об отказе от договора за три¦
¦ ¦месяца до его прекращения, если ¦
¦ ¦договором не предусмотрен другой срок ¦
¦ ¦договора) ¦
+-----------------------------------------+---------------------------------------+
¦7. В случае отказа учредителя ¦С заявлением обращаются все стороны ¦
¦управления от договора по иным причинам, ¦договора. ¦
¦чем та, которая указана в предыдущем ¦Основанием для регистрации является ¦
¦пункте, при условии выплаты ¦письменный отказ учредителя управления ¦
¦доверительному управляющему ¦от договора доверительного управления ¦
¦обусловленного договором вознаграждения ¦(при этом должен быть документ, ¦
¦ ¦подтверждающий, что другая сторона была¦
¦ ¦уведомлена об отказе от договора за три¦
¦ ¦месяца до его прекращения, если ¦
¦ ¦договором не предусмотрен другой срок ¦
¦ ¦договора, а также документ, ¦
¦ ¦подтверждающий оплату вознаграждения) ¦
+-----------------------------------------+---------------------------------------+
¦8. В случае признания несостоятельным ¦С заявлением обращаются все стороны ¦
¦(банкротом) гражданина-предпринимателя, ¦договора. ¦
¦являющегося учредителем управления ¦Основанием для регистрации является ¦
¦ ¦вступившее в законную силу решение суда¦
¦ ¦о признании несостоятельным (банкротом)¦
¦ ¦гражданина-предпринимателя, ¦
¦ ¦являющегося учредителем управления ¦
+-----------------------------------------+---------------------------------------+
¦9. В случае, если имеется вступившее в ¦С заявлением обращаются все стороны ¦
¦законную силу решение суда об отмене ¦договора. ¦
¦решения о признании гражданина безвестно ¦Основанием для регистрации является ¦
¦отсутствующим ¦вступившее в законную силу решение суда¦
¦ ¦об отмене решения о признании ¦
¦ ¦гражданина безвестно отсутствующим ¦
+-----------------------------------------+---------------------------------------+
¦10. В случае исполнения завещания ¦С заявлением обращаются наследник и ¦
¦душеприказчиком ¦душеприказчик одновременно. ¦
¦ ¦Основанием для регистрации является ¦
¦ ¦свидетельство о праве на наследство ¦
+-----------------------------------------+---------------------------------------+
¦11. В случае прекращения опеки и ¦С заявлением обращается опекун ¦
¦попечительства ¦(попечитель). ¦
¦ ¦Основанием для регистрации является ¦
¦ ¦один из следующих документов: ¦
¦ ¦- вступившее в законную силу ¦
¦ ¦решение суда о признании ¦
¦ ¦подопечного дееспособным или ¦
¦ ¦отмене ограничений его ¦
¦ ¦дееспособности; ¦
¦ ¦- свидетельство о рождении, ¦
¦ ¦паспорта, подтверждающего ¦
¦ ¦достижение несовершеннолетним ¦
¦ ¦подопечным возраста 18 лет; ¦
¦ ¦- решение органа опеки и ¦
¦ ¦попечительства об объявлении ¦
¦ ¦гражданина полностью дееспособным ¦
¦ ¦(об эмансипации); ¦
¦ ¦- свидетельства о браке ¦
¦ ¦несовершеннолетнего подопечного; ¦
¦ ¦- решения органа опеки и ¦
¦ ¦попечительства о прекращении ¦
¦ ¦патронажа, вынесенное на основании ¦
¦ ¦требования гражданина, ¦
¦ ¦находящегося под патронажем ¦
L-----------------------------------------+----------------------------------------


3.15. Запись в ЕГРП о прекращении ограничения (обременения) погашается специальным штампом погашения регистрационной записи.

4. Опека и попечительство

4.1. Опека и попечительство - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
4.2. Органами опеки и попечительства в Приморском крае являются органы местного самоуправления. Осуществление функций по опеке и попечительству возлагаются на муниципальные органы управления образованием - в отношении несовершеннолетних лиц, на муниципальные органы управления здравоохранением - в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и на муниципальные органы управления социальной защиты населения - в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
Полномочия органов местного самоуправления в Приморском крае в отношении перечисленных категорий граждан установлены в Законе Приморского края "Об органах опеки и попечительства в Приморском крае".
Если опекунами подопечных, помещенных в учреждения социальной защиты, воспитательные, лечебные и иные аналогичные учреждения, выступают эти учреждения, выполнение обязанности опекунов возлагается на их администрацию (директора, главного врача и др.). Соответственно, все необходимые документы подписывает и подает конкретное должностное лицо.
4.3. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
4.4. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно, в том числе сделок с недвижимым имуществом (ст. ст. 26, 30 ГК РФ).
4.5. Суд обязан в течение 3-х дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.
4.6. Права и охраняемые законом интересы подопечных опекуны и попечители осуществляют на основании удостоверений, выдаваемых органами опеки и попечительства, а при их отсутствии - решений указанных органов о назначении данного лица опекуном, попечителем.
4.7. Опекуны не могут совершать, а попечители давать разрешение на совершение, без согласия органов опеки и попечительства, сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (ч. 2 ст. 37 ГК РФ).
При совершении сделок с имуществом подопечного органы опеки и попечительства дают разрешение на совершение сделки либо воздерживаются от дачи своего согласия (если сделка противоречит интересам подопечного).
4.8. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками (ч. 3 ст. 37 ГК РФ).
4.9. Опека, попечительство как ограничение (обременение) состоят в том, что права лиц, находящихся под опекой, попечительством, ограничены в совершении сделок с недвижимым имуществом.
4.10. Для государственной регистрации опеки, попечительства не требуется заявления о регистрации ограничения (обременения). В целях совершения в ЕГРП записей об ограничении (обременении) специалист приема и выдачи документов вносит в базу данных "Заявка" необходимые данные в соответствии с Правилами ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 24.12.2001 № 343. При этом лист, содержащий заявление и копию расписки, не распечатывается. Государственная регистрация ограничения (обременения) в виде опеки, попечительства осуществляется без взимания платы.
4.11. Основанием для регистрации опеки являются следующие документы:
- решение суда, вступившее в законную силу, о признании гражданина недееспособным;
- решение (акт) органа местного самоуправления о назначении опеки над малолетним или лицом, признанным недееспособным.
4.12. Основанием для регистрации попечительства являются:
- решение суда, вступившее в законную силу, о признании гражданина ограниченно дееспособным;
- решение (акт) органа местного самоуправления о назначении попечительства над несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет или лицом, признанным ограниченно дееспособным.
Кроме того, дополнительно к документам, перечисленным в настоящем пункте, предоставляется решение (акт) органа местного самоуправления о назначении гражданина опекуном, попечителем.
4.13. Запись о регистрации рассматриваемого ограничения (обременения) вносится в подраздел III-6 ЕГРП по объектам, правообладателями которых являются лица, находящиеся под опекой (попечительством).
4.14. Опека над гражданином прекращается на основании:
- вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина дееспособным в отношении совершеннолетнего гражданина;
- свидетельства о рождении несовершеннолетнего подопечного при достижении им возраста 14 лет;
- решения (акта) органа местного самоуправления об отмене решения (акта) об установлении опеки в отношении гражданина.
4.15. Попечительство над гражданином прекращается на основании:
- вступившего в законную силу решения суда об отмене ограничений дееспособности гражданина;
- свидетельства о рождении несовершеннолетнего подопечного, паспорта при достижении им возраста 18 лет;
- свидетельство о браке для несовершеннолетних граждан;
- решения органа опеки и попечительства об объявлении гражданина полностью дееспособным (об эмансипации);
- решения (акта) органа местного самоуправления об отмене решения (акта) об установлении попечительства в отношении гражданина.
4.16. Запись в ЕГРП об ограничении (обременении) в виде опеки, попечительства погашается специальным штампом погашения регистрационной записи:
- при прекращении права лица, находящегося под опекой (попечительством), на объект недвижимого имущества;
- при прекращении опеки, попечительства над гражданином.
Примечание. Взаимодействие учреждения юстиции и органов опеки и попечительства Приморского края регулируется Информационным письмом от 1 августа 2000 года "О защите прав несовершеннолетних при совершении сделок с недвижимым имуществом на территории Приморского края".

5. Условия, на которых объект недвижимого имущества
был приобретен по конкурсу

5.1. При заключении договора на торгах в форме конкурса для участников конкурса предусматривается обязательное выполнение их победителями определенных условий. Данные условия подлежат государственной регистрации в качестве ограничения (обременения) права собственности победителя конкурса.
5.2. На торгах в форме конкурса продается имущество при приватизации, исполнительном производстве, при несостоятельности (банкротстве) и в других случаях.
5.3. В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 № 178-ФЗ (далее ФЗ о приватизации) к одному из способов приватизации государственного и муниципального имущества относится его продажа на конкурсе.
Право приобретения государственного или муниципального имущества по конкурсу принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса. По итогам конкурса с его победителем заключается договор купли-продажи имущества, включающий в себя порядок выполнения условий конкурса, а также порядок подтверждения выполнения принимаемых на себя победителем конкурса обязательств.
В соответствии с п. 16 ст. 20 ФЗ о приватизации передача имущества и оформление права собственности на него осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ и соответствующим договором купли-продажи, не позднее чем через 30 дней после полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса. Поэтому регистрация такого ограничения (обременения) как условия конкурса при приватизации, не производится. Право собственности победителя конкурса подлежит регистрации при наличии доказательств выполнения условий конкурса. Срок выполнения условий конкурса не может превышать один год. Факт оплаты имущества подтверждается выпиской со счета, указанного в информационном сообщении о проведении конкурса, о поступлении денежных средств в размере и в сроки, указанные в договоре купли-продажи. Факт выполнения условий подтверждается актом о выполнении победителем конкурса условий конкурса, составленном в соответствии с требованиями Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 584.
Условия конкурса могут предусматривать:
- сохранение определенного числа рабочих мест на предприятии, проданном по конкурсу;
- переподготовка или повышение квалификации работников;
- ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;
- проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Данный перечень условий является исчерпывающим.
Если в договоре купли-продажи имущества по конкурсу не оговорена обязанность победителя конкурса обеспечить соблюдение условий, на которых имущество было приобретено, такая сделка является недействительной на основании ст. 168 ГК РФ. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) победителем конкурса условий, договор купли-продажи расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности (п. 23 ст. 20 ФЗ о приватизации).
5.4. В соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" торги по продаже предприятия как имущественного комплекса в ходе внешнего управления или конкурсного производства проводятся в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.
Так, при банкротстве градообразующих организаций (ими признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, а также иные организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек) при наличии ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта РФ продажа предприятия производится путем проведения конкурса (ст. 137 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Условия конкурса подлежат одобрению комитетом кредиторов или собранием кредиторов.
Обязательными условиями конкурса в этом случае являются:
- сохранение рабочих мест для не менее чем 70% работников, занятых на предприятии на момент его продажи;
- обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия переобучить или трудоустроить указанных работников.
Иные условия конкурса могут быть установлены исключительно с согласия собрания кредиторов.
Недвижимое имущество, а также имущественные права в отношении недвижимого имущества, входящие в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства, могут быть проданы только по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение целевого сельскохозяйственного назначения продаваемых объектов.
5.5. При обращении взыскания на имущество в ходе исполнительного производства продажа недвижимого имущества осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Форма торгов (аукцион или конкурс) определяется органом, уполномоченным обращать взыскание на имущество (например, судебным приставом-исполнителем).
5.6. Государственная регистрация таких ограничений (обременений) производится одновременно с регистрацией перехода права собственности на объект недвижимого имущества на основании заявления правоприобретателя.
Плата за государственную регистрацию взимается в соответствии с разделом VI "Регистрация ограничений (обременений)" "Размеров платы за государственную регистрацию прав", утв. постановлением Губернатора Приморского края от 15.10.2002 № 538. Запись об ограничении (обременении) вносится в подраздел III-6 ЕГРП.

6. Безвозмездное пользование

6.1. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
6.2. Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником. Разрешение собственника должно быть оформлено доверенностью, договором, иным письменным документом.
Коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля (п. 2 ст. 690 ГК РФ).
Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель давать согласие на передачу имущества подопечного в безвозмездное пользование (п. 2 ст. 37 ГК РФ).
Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование (п. 3 ст. 37 ГК РФ).
6.3. В договоре безвозмездного пользования должны быть указаны данные, позволяющие идентифицировать объект недвижимости, в отношении которого договариваются стороны (квартира, земельный участок, др.), его местонахождение, в том числе данные, определяющие расположение объекта недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого объекта недвижимости (площадь, кадастровый номер и целевое назначение для земельных участков, др.). При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в безвозмездное пользование, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
При заключении договора безвозмездного пользования ссудодатель обязан предупредить ссудополучателя о всех правах третьих лиц на объект недвижимости, либо гарантировать, что недвижимое имущество свободно от имущественных прав и претензий третьих лиц, о которых в момент заключения договора ссудодатель не мог не знать.
6.4. При сдаче недвижимого имущества в безвозмездное пользование государственной регистрации подлежит ограничение (обременение) в виде безвозмездного пользования.
Примечание. При передаче в безвозмездное пользование участка лесного фонда государственной регистрации подлежит договор безвозмездного пользования в порядке, установленном Инструкцией о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда и прав на участки лесного фонда, утвержденной распоряжением и.о. начальника ПКРЦ от 03.06.2002 № 10.

6.5. С заявлением о государственной регистрации ограничения (обременения) в виде безвозмездного пользования обращается одна из сторон договора безвозмездного пользования: ссудодатель или ссудополучатель. Если с заявлением о государственной регистрации обращается ссудополучатель, то о зарегистрированном ограничении (обременении) в виде безвозмездного пользования необходимо уведомлять правообладателя недвижимого имущества (п. 2 ст. 13 ФЗ о регистрации).
6.6. Плата за регистрацию взимается в размере, установленном для регистрации иных ограничений (обременений) раздела VI "Регистрация ограничений (обременений)" "Размеров платы за государственную регистрацию прав", утв. постановлением Губернатора Приморского края от 15.10.2002 № 538.
6.7. Запись о регистрации ограничения (обременения) в виде безвозмездного пользования вносится в подраздел III-6 ЕГРП.
6.8. На договоре безвозмездного пользования делается отметка о произведенной регистрации за подписью регистратора, которая скрепляется гербовой печатью: "Зарегистрировано ограничение (обременение) в виде безвозмездного пользования "___" _________ 2002 г., рег. № _______. Регистратор _________". Свидетельство о государственной регистрации ограничения (обременения) в виде безвозмездного пользования не выдается.
6.9. Договор безвозмездного пользования может быть прекращен:
а) в связи с истечением срока договора;
б) досрочно:
- в связи с расторжением договора по соглашению сторон;
- на основании решения суда (о расторжении договора, о признании договора недействительным);
- в связи с отказом от договора одной из его сторон (ст. 699 ГК РФ);
- в связи со смертью гражданина-ссудополучателя или ликвидацией юридического лица-ссудополучателя (ст. 701 ГК РФ).
6.9.1. В соответствии с п. 2 ст. 689 ГК РФ к договору безвозмездного пользования применяются некоторые правила, регулирующие арендные правоотношения (ст. 607, п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 610, п. 1, п. 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, п. 1 и п. 3 ст. 623 ГК РФ). С учетом этого, при прекращении безвозмездного пользования применяется порядок внесения в ЕГРП записи о прекращении ограничения (обременения) в виде аренды, предусмотренный Инструкцией о порядке государственной регистрации прекращения прав, отдельных видов ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, кроме отдельных случаев, указанных ниже. Погашение записи о безвозмездном пользовании, в отличие от аренды, осуществляется на листе подраздела III-6 ЕГРП.
6.9.2. При прекращении безвозмездного пользования в связи с истечением срока договора применяется порядок внесения в ЕГРП записи о прекращении аренды, предусмотренный п. 4.2 вышеназванной Инструкции.
Примечание. Последний абзац пункта 4.2 в данном случае не применяется, поскольку свидетельство о регистрации ограничения (обременения) в виде безвозмездного пользования не выдается.

6.9.3. В случае досрочного расторжения договора безвозмездного пользования применяется порядок регистрации, предусмотренный п. 4.3 Инструкции о порядке государственной регистрации прекращения прав, отдельных видов ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество: расторжение оформляется соглашением сторон, при этом в ЕГРП вносится запись о сделке.
Примечание. Последние два предложения п. 4.3 вышеназванной Инструкции в данном случае не применяются, поскольку свидетельство о регистрации ограничения (обременения) в виде безвозмездного пользования не выдается. При этом на договоре безвозмездного пользования рядом с ранее произведенной отметкой о регистрации делается запись: "В связи с заключением соглашения о расторжении договора безвозмездного пользования ограничение (обременение) в виде безвозмездного пользования прекращено _________ 200__ г., рег. № сделки. Регистратор _________ ".

6.9.4. Договор безвозмездного пользования может быть расторгнут на основании решения суда. При этом с заявлением о прекращении ограничения (обременения) в виде безвозмездного пользования может обратиться любая из сторон договора. Запись об ограничении (обременении) погашается путем проставления штампа погашения регистрационной записи на листе III-6 ЕГРП без ссылки в штампе на новую регистрационную запись и выведения "Листа прекращения" с указанием в графе "Документы-основания" реквизитов решения суда. При этом на договоре безвозмездного пользования рядом с ранее произведенной отметкой о регистрации делается запись: "На основании решения _________ суда от ________ 200__ г. ограничение (обременение) в виде безвозмездного пользования прекращено _________ 200__ г. Регистратор _______"
6.9.5. При одностороннем отказе от договора безвозмездного пользования, когда такой отказ допускается законом (ст. 699 ГК РФ), запись о прекращении вносится на основании заявления той из сторон договора, которой предоставлено право его одностороннего расторжения. В случае если договор был заключен без указания срока (п. 1 ст. 699 ГК РФ), каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора; если договор был заключен с указанием срока (п. 2 ст. 699 ГК РФ), ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от договора (если иное не предусмотрено договором). При этом в обоих случаях необходимо предоставление письменного доказательства извещения другой стороны об отказе за один месяц (если иной срок извещения не предусмотрен договором).
6.9.6. В случае смерти гражданина-ссудополучателя запись об ограничении (обременении) в виде безвозмездного пользования погашается на основании заявления ссудодателя и копии свидетельства о смерти ссудополучателя путем проставления штампа погашения регистрационной надписи на соответствующем листе подраздела III-6 ЕГРП без ссылки в штампе на новую регистрационную запись и выведения "Листа прекращения" с указанием в графе "Документы-основания" реквизитов свидетельства о смерти ссудополучателя. При этом на договоре безвозмездного пользования рядом с ранее произведенной отметкой о регистрации делается запись: "В связи со смертью ссудополучателя (свидетельство о смерти № ___ от _________) ограничение (обременение) в виде безвозмездного пользования прекращено ________ 200__ г. Регистратор _______".
В случае ликвидации ссудополучателя-юридического лица в графу "Документы-основания" вносятся реквизиты представленной на регистрацию копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации данного юридического лица. При этом на договоре безвозмездного пользования рядом с ранее произведенной отметкой о регистрации делается запись: "В связи с ликвидацией юридического лица-ссудополучателя (свидетельство от _______, рег. № ________) ограничение (обременение) в виде безвозмездного пользования прекращено ________ 200__ г. Регистратор _______"


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru