ПОСТАНОВЛЕНИЕ администрации г. Владивостока от 04.11.2002 № 2152
"О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЭКОНОМИИ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. ВЛАДИВОСТОКА В 2003 - 2005 Г. Г."
(Вместе с РЕШЕНИЕМ администрации города Владивостока Приморского края и экономического совета при главе администрации г. Владивостока от 08.11.2001 № 4)
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 ноября 2002 г. № 2152
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СИСТЕМЫ УЧЕТА ЭКОНОМИИ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ
Г. ВЛАДИВОСТОКА В 2003 - 2005 Г. Г."
В целях создания системы экономии теплоэнергетических ресурсов, снижения неоправданных расходов бюджетных средств, руководствуясь Федеральным законом "Об энергосбережении" от 03.04.96 № 28-ФЗ, Федеральной целевой Программой "Энергосбережение России на 1998 - 2005 г. г.", утвержденной постановлением Правительства от 24.01.98 № 80, решением Экономического совета при главе администрации г. Владивостока от 08.11.01 № 4, постановляю:
1. Утвердить муниципальную целевую Программу "Совершенствование системы учета экономии теплоэнергетических ресурсов на муниципальных предприятиях и учреждениях г. Владивостока в 2003 - 2005 г. г." (прилагается).
2. Финансовому управлению администрации города (Г.С. Вишнякова) включить вышеназванную Программу в перечень городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств городского бюджета в 2003 - 2005 г. г.
3. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия должны уточняться, а объемы финансирования мероприятий корректироваться с учетом изменения стоимости энергетических ресурсов и расходов городского бюджета.
4. Комитету экономики и управления (А.П. Жаров) совместно с управлением по ТЭКу (В.В. Червонный) в срок до 10.11.2002 разработать и представить на согласование комплекс мер по реализации Программы и контролю за ее выполнением.
5. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации - начальника финансового управления Г.С. Вишнякову.
Глава администрации
Ю.М.КОПЫЛОВ
Приложение
к постановлению
главы администрации
г. Владивостока
от 04.11.2002 № 2152
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЭКОНОМИИ
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. ВЛАДИВОСТОКА
В 2003 - 2005 Г. Г."
1. Паспорт Программы
Наименование Программы
Муниципальная целевая Программа "Совершенствование системы учета экономии теплоэнергетических ресурсов на муниципальных предприятиях и учреждениях г. Владивостока в 2003 - 2005 г. г."
Основание для разработки Программы
- Федеральный закон РФ "Об энергосбережении" от 03.04.96 № 28-ФЗ;
- Федеральная целевая программа "Энергосбережение России" на 1998 - 2005 г. г., утвержденная постановлением Правительства от 24.01.98 № 80;
- Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" от 28.08.95 № 154-ФЗ;
- Решение Экономического совета при главе администрации г. Владивостока от 08.11.01 № 4
Заказчик Программы
Администрация г. Владивостока
Разработчик Программы
ЗАО "ВИРА";
Комитет экономики и управления администрации города
Основные исполнители Программы
ЗАО "ВИРА", Управление по ТЭКу администрации города
Соисполнители Программы
Муниципальные учреждения сферы народного образования и здравоохранения, МУП "Тепловые сети", комитет экономики и управления администрации города
Сроки реализации Программы
2003 - 2005 г. г.
Объемы и источники финансирования
2003 г. - 4795,4 тыс. руб.
2004 г. - 6232,7 тыс. руб.
2005 г. - 6574,0 тыс. руб.
Финансирование Программы за счет средств местного бюджета; в 2004 - 2005 г. г. из сэкономленных средств
Ожидаемые результаты реализации Программы
Чистая экономия денежных средств:
2003 г. - 21753,9 тыс. руб.
2004 г. - 28952,0 тыс. руб.
2005 г. - 37713,7 тыс. руб.
Система организации контроля над исполнением Программы
Информация и доклады основных исполнителей Программы, создание в администрации города системы удаленного доступа к базе данных исполнителей.
2. Цели Программы
Основной целью Программы является качественное улучшение теплоснабжения объектов социальной сферы муниципального сектора при снижении затрат не менее чем на 30%. Создание системы регулирования режима теплоснабжения и учета расходования бюджетных средств.
3. Описание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Среди множества накопившихся социальных проблем последнего периода к наиболее острым можно отнести теплоснабжение муниципальных предприятий и учреждений нашего города.
Суть проблемы заключается в том, что администрация города Владивостока ежегодно осуществляет платежи АО "Дальэнерго" за не потребленную тепловую энергию. В настоящее время оплата за тепло и горячее водоснабжение производится на основе расчетов, независимо от качества и количества предоставляемых услуг. Нормативы потребления тепла разработаны производителем и, не имея средств измерения, потребителю приходится производить оплату независимо от того, сколько реально тепла было получено.
Эффективность использования производимой тепловой энергии в значительной степени определяется техническим состоянием и эксплуатационными режимами тепловых узлов потребителей тепловой энергии. Для того, чтобы управлять режимами, необходимо иметь информацию о динамике изменения основных параметров теплоэнергетических объектов.
Администрацией города была проинициирована установка на 70 объектах социальной сферы приборов учета тепловой энергии. Информационной базой обслуживания являлись результаты измерений приборов учета, хранящиеся и считываемые с архивов тепловычислителей.
До настоящего времени эффективность их использования была мала и, в основном сводилась лишь к фиксации количества потребляемых ресурсов. В то же время, возможности установленного измерительного оборудования ориентированы на получение, хранение и дальнейшее использование достаточно подробной информации о режимах функционирования тепловых систем объектов.
Результаты активной эксплуатации приборов учета в период отопительного сезона 2000 - 2001 г. г. позволили выявить фактическую ситуацию с теплоснабжением Владивостока. По результатам сбора данных проведена компьютерная обработка материалов по социальной сфере.
Для наглядности на примере СШ № 38 (см. приложения) показаны фактические подачи тепла и расхода горячей воды, и их сравнение с расчетными и нормативными данными. Из графика 1 видно, что школа по факту получает всего 30% тепла от нормативного. В ряде регионов страны принято качественное регулирование температуры теплоносителя от температуры наружного воздуха. Во Владивостоке это регулирование не наблюдается. На графике 2 показано, какую температуру теплоноситель должен иметь (сплошная линия) и какую он имел фактически (ломаная линия) в зависимости от температуры наружного воздуха. На графике 3 рассматривается определенный временной период.
ОАО "Дальэнерго" придерживается регулирования только до отметки наружного воздуха - (- 14) град. С (см. график 2 приложений). Поэтому при понижении температуры наружного воздуха ниже - 14 град. С возникает недобор тепла, который недополучает объект в сравнении с нормативными показателями. В результате, по показателям приборов учета объекты соц. сферы получают всего 30% теплоэнергии от предъявляемой к оплате.
При анализе теплоснабжения группы школ Первореченского района по каждому месяцу и по каждому объекту выявилась следующая тенденция: нормативная величина всегда больше чем расчетная, а расчетная всегда больше чем фактическая. В целом, по 7 школам Первореченского района, в результате использования приборов учета, сэкономлено 44% от общей оплаты за теплоэнергию. В зависимости от источника тепла экономия составляет от 30% до 70%! В денежном выражении экономия составила за 6 мес. отопительного сезона 2,5 млн. руб.
Такая ситуация распространяется на всю социальную сферу города.
В среднем каждый из 70 наблюдаемых объектов социальной сферы сэкономил 380 тыс. руб. за 6 мес., а в общей сумме 28 млн. руб.
Фактически, экономия может быть достигнута в том случае, если будет организовано обслуживание приборов учета и урегулированы с энергосбытом нормы сопровождения их.
4. Задачи
Для достижения поставленных целей Программой предполагается решить следующие задачи:
- Повысить надежность и улучшить эксплуатационные характеристики системы учета потребления тепловой энергии.
- Осуществить информатизацию системы обеспечения учета тепловой энергией на муниципальных объектах, предусматривающей:
- упорядочение экономических взаимоотношений между поставщиками и потребителями тепловой энергии, выявление нарушений договорных обязательств, решение конфликтных ситуаций;
- экономическое обоснование норм потребления и тарифов на энергоресурсы;
- определение нормативного, расчетного и фактического потребления тепла, дефицита тепла для объектов - потребителей;
- определение степени соответствия режимов функционирования объектов тепловой энергии (ОТЭ) требованиям нормативной базы;
- оценка технического состояния ОТЭ, определение утечек и других непроизводительных потерь тепловой энергии и воды;
- своевременное выявление нештатных, критических и предупреждение аварийных ситуаций;
- получение и визуализация достоверных данных о тепловых и гидравлических режимах ОТЭ;
- выработка рекомендаций по корректировке (нормализации) режимов функционирования ОТЭ.
5. Основные мероприятия, обеспечивающие
решение поставленных задач
- Организация и обеспечение деятельности информационно - аналитического Центра (ИАЦ) теплоэнергетического комплекса г. Владивостока.
- Разработка математического обеспечения и технологической модели деятельности ИАЦ.
- Организация регулярного проведения системных профилактических работ на объектах с установленными приборами учета потребления тепловой энергии.
- Установка и адаптация в общую систему приборов учета тепловой энергии на новых объектах социальной сферы.
- Установка измерительных приборов и внедрение автоматизированной системы наблюдения и анализа на муниципальных объектах - производителях тепловой энергии (ОТЭ).
6. Расчет затрат
СТОИМОСТНЫЕ ЗАТРАТЫ НА СОЗДАНИЕ И ЕЖЕГОДНОЕ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Диагностика работоспособности систем учета по состоянию на 01.09.2002 показала:
- Неисправно 16 единиц из 70 (за 4 года работы). На устранение неисправности необходимо 480,5 тыс. руб.
- Более чем на 50% объектов разрегулирована система отопления, что привело к нарушению договорных обязательств и требований нормативной базы. Соответственно, по данным объектам показания приборов не принимались к зачету. Оплата производилась по расчету.
- В 2002 году заканчивается межповерочный период для всех 70 установленных систем учета. Для поверки приборов необходимо 837 тыс. руб.
7. Экономический эффект
Экономический эффект достигается за счет:
- Оплаты за реально потребленное тепло, а не по расчету (от 30% и более).
- Уменьшения потребления тепла вследствие регулирования с помощью приборов тепловой автоматики и запорно - регулирующей арматуры.
- Своевременного обнаружения и предотвращения случаев, приводимых к штрафным санкциям со стороны теплоснабжающей организации, предусмотренных договорными обязательствами и требованиями нормативной базы.
- Снижения эксплуатационных затрат на ликвидацию аварийных ситуаций на объектах теплопотребления.
На основе компьютерного анализа теплопотребления 70 объектов народного образования г. Владивостока в отопительный период 2000 - 2001 г. г. экономический эффект от установки систем учета тепловой энергии составил (в ценах 2001 г.) в среднем на 1 объект 350 тыс. руб. (11670 долл. США):
-------------------------------------------------------------------¬
¦Справочная информация: ¦
¦Капитальные затраты на 70 объектах 3000000 руб.¦
¦Среднее годовое теплопотребление 1 объекта по расчету 1072 Ккал¦
¦Среднее годовое реальное теплопотребления 1 объекта 538 Ккал¦
¦Окупаемость 1,74 мес.¦
L-------------------------------------------------------------------
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. ЧИСТЫЙ ПОТОК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Диаграммы, показывающие зависимость распределения сэкономленных средств по годам, а также, зависимость затрат и полученной экономии средств от количества установленных систем учета представлены в приложении (графики 4, 5).
Примечание. В случае отсутствия поверки теплоснабжающая организация не примет приборы в эксплуатацию и оплата за потребленное тепло будет производиться по расчету. Таким образом, строка "Экономия денежных средств" будет равна 0.
ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННОЙ ЭКОНОМИИ
Экономическая внутренняя норма рентабельности для Программы имеет высокое значение. Чистый поток денежных средств положителен с момента начала работы Программы.
В связи с этим, необходимым условием для успешной непрерывной работы Программы является постоянный мониторинг экономического эффекта и фиксированное распределение полученной экономии.
Учитывая опыт реализации энергосберегающих мероприятий в других регионах России (Череповец, Мурманск, Иркутск), наиболее эффективным будет следующее перераспределение финансовых потоков полученной экономии, зафиксированное в бюджете города:
Таблица 5
---------------------------------------------------------T----¬
¦Информационное сервисное обслуживание приборов учета ¦ ¦
¦и регулирование тепловой энергии, мониторинг процессов ¦ ¦
¦теплоснабжения ¦ 6%¦
+--------------------------------------------------------+----+
¦Ремонт, поверка приборов, нормализация режимов ¦ ¦
¦теплопотребления на объектах ¦ 6%¦
+--------------------------------------------------------+----+
¦Развитие Программы, установка новых систем учета и ¦ ¦
¦регулирования, сбор и обработка данных ¦ 15%¦
+--------------------------------------------------------+----+
¦Премиальный фонд ¦ 2%¦
+--------------------------------------------------------+----+
¦Прочее ¦ 1%¦
+--------------------------------------------------------+----+
¦Пополнение бюджета администрации г. Владивостока ¦ 70%¦
L--------------------------------------------------------+-----
ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ
Таблица 6
(тыс. руб.)
-------------------------T---------------------------T-------T-------T-------¬
¦Источник финансирования ¦ Объект ¦1-й год¦2-й год¦3-й год¦
¦ ¦ финансирования ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------------------------+-------+-------+-------+
¦Бюджет города ¦Восстановление и поверка ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приборов на 70 объектах ¦ 1381,3¦ 0 ¦ 0 ¦
+------------------------+---------------------------+-------+-------+-------+
¦Бюджет города ¦Создание и функционирование¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационного центра ¦ 3414,1¦ 0 ¦ 0 ¦
+------------------------+---------------------------+-------+-------+-------+
¦Бюджет города (из суммы,¦Информационное обслуживание¦ ¦ ¦ ¦
¦полученной в результате ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦экономии) ¦ ¦ ¦ 1110,5¦1143,7 ¦
+------------------------+---------------------------+-------+-------+-------+
¦Бюджет города (из суммы,¦Техническое обслуживание ¦ ¦ ¦ ¦
¦полученной в результате ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦экономии) ¦ ¦ ¦ 1437,1¦1480,0 ¦
+------------------------+---------------------------+-------+-------+-------+
¦Бюджет города (из суммы,¦Развитие Программы ¦ ¦ ¦ ¦
¦полученной в результате ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦экономии) ¦ ¦ ¦ 3685,0¦3795 ¦
+------------------------+---------------------------+-------+-------+-------+
¦Бюджет города (из суммы,¦По усмотрению главы ¦ ¦ ¦ ¦
¦полученной в результате ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦экономии) ¦ ¦15227,7¦20266,4¦26399,6¦
L------------------------+---------------------------+-------+-------+--------
8. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основан на принципе "баланса интересов", подразумевающего обеспечение соблюдения интересов субъектов управления (муниципальные предприятия и учреждения)' и администрации г. Владивостока (Управление по ТЭКу, КЭиУ), являющейся заказчиком и организаций - исполнителем, обеспечивающим выполнение задач, относящихся к их компетенции.
Предусматривается создание организационной структуры (комиссии) управления Программой, применение различных форм и методов анализа состояния объектов, экономические и дисциплинарные формы воздействия, регулирующие отношения субъектов, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий Программы.
Основным условием реализации Программы является выполнение комплекса мер, обеспечивающих внедрение режима максимальной экономии тепловых ресурсов на объектах и достижения наименьших расходов финансовых средств из местного бюджета.
Комплекс мер предусматривает проведение диагностики состояния объектов учета, их мониторинг, своевременное принятие мер по ликвидации предаварийных и аварийных ситуаций, своевременную регулировку на объектах подачи тепла, обеспечение финансирования по договорным обязательствам субъектов Программы, контроль над реализацией Программы.
Для осуществления Программы будет использован финансово - кредитный механизм, система перераспределения финансовых потоков полученной экономии относительно базового периода для развития Программы, ремонта имеющихся и установки новых систем учета и регулирования, совершенствования сервисного обслуживания объектов, пополнения бюджета города, стимулирования исполнителей Программы.
9. Приложения
1. Решение Экономического совета при главе администрации от 08.11.01 № 4.
2. График 1
Зависимость нормативной и фактической подачи тепловой энергии в осеннее - зимний период 2000 - 2001 г. г.
3. График 2
Зависимость температуры теплоносителя от температуры окружающего воздуха.
4. График 3
Зависимость декларируемой и фактической температуры теплоносителя в осеннее - зимний период 2000 - 2001 г. г.
5. График 4
Зависимость распределения сэкономленных средств по годам.
6. График 5
Зависимость затрат и полученной экономии средств от количества установленных систем учета.
Приложение 1
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРИ ГЛАВЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ВЛАДИВОСТОКА
РЕШЕНИЕ
от 8 ноября 2001 г. № 4
Заслушав и обсудив доклад директора АО "Вира", доктора технических наук В.П. Чипулиса "О повышении эффективности использования тепловой энергии в г. Владивостоке", Совет решил:
1. Одобрить проведенный компанией ВИРА эксперимент по использованию приборов учета тепловой энергии и рекомендовать подготовить предложения для администрации г. Владивостока по его тиражированию на других муниципальных предприятиях и учреждениях.
2. Администрации города совместно с МУП "Тепловые сети" продолжить работу по оснащению приборами учета тепла абонентов и жилого фонда, финансируемых из бюджета Владивостока. В целях развития положительных результатов и сокращения непроизводительных потерь тепловой энергии продолжить на постоянной основе мониторинг ее использования.
3. Рекомендовать администрации г. Владивостока активнее проводить внедрение тепловой автоматики и аппаратуры для регулирования теплоснабжения муниципальных объектов.
4. Считать целесообразным и обратить внимание администрации на необходимость обеспечения постоянного сервисного обслуживания приборов учета тепла, установленных на объектах народного образования и производства оплаты за использование тепловой энергии муниципальными учреждениями в соответствии с показаниями приборов учета.
5. Управлению по вопросам топливно - энергетического комплекса (Червонный В.В.) рекомендовать разработать совместно с МУП "Тепловые сети", управлением здравоохранения (Струков В.П.), комитетом по общему и профессиональному образованию (Велигжанина Н.М.) программу перевода всех муниципальных учреждении и организаций на оплату за использование тепловой энергии в соответствии с показателями приборов учета.
6. Рекомендовать финансовому управлению администрации (Вишнякова Г.С.) предусмотреть в бюджете 2002 года средства на финансирование разработки системы мониторинга и учета использования тепловой энергии муниципальными учреждениями и организациями г. Владивостока.
Председатель
Ю.М.КОПЫЛОВ
Приложение 2
(Графики не приводятся из-за отсутствия графических возможностей).
Копию приложения можно заказать в отделе информационного сопровождения ООО "Базис", ул. Садовая, 27, тел. 425-600.