ПОСТАНОВЛЕНИЕ губернатора Приморского края от 21.10.2002 № 549
"О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КАРДИОХИРУРГИЯ" НА 2003 - 2005 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Приморского края от 04.04.2005 № 76-пг.
ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2002 г. № 549
О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КАРДИОХИРУРГИЯ"
НА 2003 - 2005 ГОДЫ
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 1391 "О федеральной целевой Программе "Медицина высоких технологий", в целях внедрения хирургического лечения больных с сердечно - сосудистыми заболеваниями, улучшения медицинской помощи, снижения заболеваемости, инвалидности и смертности населения Приморского края от тяжелых заболеваний сердца и сосудов постановляю:
1. Утвердить прилагаемую целевую Программу "Кардиохирургия" на 2003 - 2005 годы (далее - Программа).
2. Департаменту финансов администрации края (Казанцева) включить Программу в перечень краевых целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств краевого бюджета с 2003 года.
3. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий корректироваться с учетом утвержденных расходов краевого бюджета с 2003 года.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований края принять участие в реализации Программы и предусмотреть на эти цели средства в местных бюджетах.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице - губернатора края Гельцера Б.И.
Губернатор края
С.М.ДАРЬКИН
Утверждена
постановлением
губернатора края
от 21.10.2002 № 544
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КАРДИОХИРУРГИЯ" НА 2003 - 2005 Г. Г.
ПАСПОРТ
краевой целевой Программы "Кардиохирургия"
на 2003 - 2005 г. г.
Наименование Программы
краевая целевая Программа "Кардиохирургия"
Основание для разработки Программы
постановление Правительства Российской Федерации № 1391 от 25 ноября 1998 г. "О федеральной целевой Программе "Медицина высоких технологий"
Государственный заказчик Программы
департамент здравоохранения администрации Приморского края
Основные разработчики Программы
департамент здравоохранения администрации Приморского края, Владивостокский государственный медицинский университет, краевая клиническая больница, краевая станция переливания крови
Цели и задачи Программы
снижение заболеваемости, инвалидности, смертности и осложнений у больных с сердечно - сосудистыми заболеваниями;
улучшение качества, эффективности, увеличение объема кардиохирургической помощи населению Приморского края;
развитие кардиохирургической и рентгенохирургической помощи в крае;
укрепление материально - технической базы кардиохирургического центра краевой клинической больницы;
повышение квалификации и профессионального уровня врачей хирургов, кардиологов, анестезиологов - реаниматологов, перфузиологов, среднего медицинского персонала;
повышение качества диагностики ишемической болезни сердца, поражения атеросклерозом коронарных сосудов, пороков развития сердца, заболеваний аорты и ее ветвей;
внедрение и постановка на поток хирургических операций на сердце, аорте и ее ветвях;
стабильное лекарственное и медико - техническое обеспечение всей технологической цепи хирургического лечения с сердечно - сосудистой патологией
Сроки и этапы реализации Программы
2003 - 2005 г. г.
Перечень основных мероприятий Программы
подготовка кадров для обеспечения хирургического лечения и выхаживания больных с сердечно - сосудистыми заболеваниями;
материально - техническое и лекарственное обеспечение всей технологической цепи хирургического лечения больных с сердечно - сосудистой патологией;
внедрение новых высоких медицинских технологий хирургического лечения больных с заболеваниями сердца и сосудов;
создание кардиохирургического центра в краевой клинической больнице;
обеспечение трансфузионными средами и компонентами крови операций на выключенном сердце;
реабилитация больных с заболеваниями сердца
Основные исполнители Программы
департамент здравоохранения администрации Приморского края совместно с Владивостокским государственным медицинским университетом, государственным учреждением здравоохранения (ГУЗ) "Приморская краевая клиническая больница № 1", краевой станцией переливания крови, администрации органов управления здравоохранением, имеющих межрайонные центры
Объемы и источники финансирования
для реализации Программы потребуются финансовые ресурсы в объеме 66015,6 тыс. руб. за счет средств краевого бюджета
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
внедрение высокотехнологичных и эффективных методов хирургического лечения больных с заболеваниями сердца;
увеличение продолжительности жизни, снижение летальности, инвалидности, временной нетрудоспособности у больных с заболеваниями сердца, аорты и сосудов
Система организации контроля за исполнением Программы
контроль за реализацией Программы осуществляют департамент здравоохранения администрации Приморского края и другие органы, образующие систему исполнительной власти в Приморском крае, Министерство здравоохранения Российской Федерации в установленном порядке.
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Краевая целевая Программа "Кардиохирургия" (далее - Программа) разработана в целях коренного улучшения медицинской помощи населению Приморского края путем внедрения и организации ряда направлений хирургического лечения больных с сердечно - сосудистыми заболеваниями.
Общеизвестно, что здоровье населения является основным показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны. Среди основных демографических показателей в России в последнее десятилетие XX века особенно негативные изменения претерпели показатели смертности и рождаемости. Так, если в 1990 году в Приморском крае рождалось 36582 чел., то в 1999 году - 17600 человек.
Естественная убыль населения приблизилась в Российской Федерации к 1 млн. человек в год. В Приморском крае она соответственно достигла 7724 человека в 1998 г. Такая статистическая картина отражает процесс депопулизации со скоростью и интенсивностью, характерной для периодов войн.
Наибольшие потери наше общество несет в результате распространения болезней сердечно - сосудистой системы. Эта патология в 2000 году явилась причиной смерти населения в 55 процентов случаев. Заболеваемость сердечно - сосудистой патологией в Приморском крае в 2000 году составила 13890 на 100 тыс. населения. 30 процентов приходилось на ишемическую болезнь сердца, до 7 процентов на врожденные пороки сердца.
Распространенность сердечно - сосудистых заболеваний в Приморском крае за последнее десятилетие увеличилась на 24 процента, летальность, соответственно, - на 18 процентов. Возрастает число больных с ишемической болезнью сердца, нарушением ритма сердца, с врожденными пороками развития, особенно среди детей и подростков, которые в основном оперируются за пределами края из-за недостаточной материально - технической базы лечебных учреждений и ряда других экономических причин.
Так, в 1999 г. направлено на оперативное лечение заболеваний сердца в другие города России и Южной Кореи 194 больных, из них 17 процентов - с врожденными пороками. С учетом стоимости одной операции 100000 - 180000 рублей это довольно затратное мероприятие, особенно при значительно большей потребности в этом лечении и дефиците средств на его проведение за пределами края.
Сердечно - сосудистой хирургии отводится важная роль в лечении болезней сердца и сосудов; так, кроме заболеваний сердца, заболеваемость облитерирующим атеросклерозом сосудов нижних конечностей и аорты составляет в России 259,1 случая на 100 тыс. населения.
В Приморском крае она значительно выше: 337 на 100 000 населения. При этом при атеросклеротическом поражении аорто - подвздошного сегмента более 1/3 больных умирает в первые 5 - 8 лет от начала заболевания, а 40 процентам больных за этот период проводится ампутация конечностей.
Еще острее проблема - при нарушениях ритма сердца, при тяжелых расстройствах, при которых больные нуждаются в обязательной постановке водителя ритма сердца, без которого они обычно погибают. В 2000 г. в крае было прооперировано 175 больных, хотя потребность значительно больше. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, нуждаемость в оперативном лечении на 1 млн. населения по поводу постановки водителя ритма сердца составляет 350 человек в год; на открытом сердце - 1000 операций при пороках и ишемической болезни сердца; не менее 1000 ангиопластик и 2000 операций на сосудах.
Однако количество операций при сердечно - сосудистых заболеваниях в общем объеме хирургической помощи в России составляет очень малую долю, по сравнению с зарубежными странами, и составляет только 0,4 процента при заболеваниях сердца и 1.8 процента - при заболеваниях сосудов. В Приморском крае эти показатели еще ниже - 0.24 процента при заболеваниях сердца и 1.2 процента - при заболеваниях сосудов. Тогда как за рубежом они в десятки раз выше.
Золотым стандартом лечения ишемической болезни сердца является реваскуляризация миокарда, которая может быть выполнена с помощью операции на открытом сердце или эндоваскулярно. Эти методы лечения приемлемы и для лечения врожденных пороков сердца.
В настоящее время в государственном учреждении здравоохранения (ГУЗ) "Приморская краевая клиническая больница № 1" имеется техническая возможность и высокий кадровый потенциал для выполнения следующих лечебно - диагностических мероприятий и операций при сердечно - сосудистых заболеваниях: плановая и экстренная коронарография, интракоронарный тромболизис при острой ишемии миокарда, коронарная баллонная ангиопластика, стентирование коронарных артерий, аортокоронарное шунтирование, минимально инвазивная реваскуляризация миокарда, этапная и полная коррекция пороков сердца у детей, имплантация кардиостимуляторов, абляция проводящих путей сердца, операции на брюшном и грудном отделах аорты, сосудах почек, каротидных артериях, артериях нижних конечностей.
К сожалению, наряду с новыми аппаратами - ангиографом Advantax фирмы Jеneral Electrics и аппаратом искусственного кровообращения фирмы Jostra - в больнице имеется аппаратура, которая подарена американскими специалистами по линии гуманитарной помощи (мониторы, наркозный аппарат, внутриаортальный баллонный контрпульсатор, аппарат Cell Saver). Данная аппаратура рассчитана на напряжение сети 110 вольт, полностью выработала свой ресурс и, в случае выхода из строя, становится абсолютно неремонтопригодной. Мониторы Collin 3000, подаренные американцами, являются морально устаревшими и не позволяют мониторировать весь спектр гемодинамических показателей. Кроме этого, технологическая цепочка по выполнению кардиохирургических операций включает в себя по одному из вышеперечисленных приборов, поэтому выход из строя одного из них полностью останавливает всю работу кардиохирургической службы.
Для развития кардиохирургии и постановки на поток в краевой клинической больнице операций на сердце, аорте и ее ветвях необходимо стабильное финансирование в рамках краевой целевой Программы (приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Конечной целью Программы является улучшение основных показателей при сердечно - сосудистых заболеваниях и, в частности, при ишемической болезни сердца и врожденных пороках; организация на территории края кардиохирургической и рентгенохирургической помощи населению края и внедрение в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий.
Достижение основной цели Программы требует решения следующих задач:
внедрение в повседневную практику ГУЗ "Приморская краевая клиническая больница № 1" и постановку на поток хирургических операций на сердце, его сосудах, аорте и ее ветвях с использованием искусственных систем жизнеобеспечения и без них;
внедрение в работу ГУЗ "Приморская краевая клиническая больница № 1" коронарографии, использование аппарата искусственного кровообращения, технологии выполнения аортокоронарного шунтирования, баллонной пластики коронарных сосудов, устранение пороков сердца, реабилитация оперированных больных в послеоперационном периоде;
укрепление материально - технической базы кардиохирургической службы ГУЗ "Приморская краевая клиническая больница № 1"; стабильное лекарственное медико - техническое обеспечение всей технологической цепи хирургического лечения больных с сердечно - сосудистой патологией;
повышение квалификации и профессионального уровня врачей: хирургов, кардиологов, анестезиологов - реаниматологов, перфузиологов, среднего медицинского персонала.
Раздел III. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ И РАБОТ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Система мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимоувязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, с учетом современных тенденций нормативных документов, реальной экономической ситуации и состояния здоровья населения края.
Программа предполагает поэтапное решение проблемы внедрения и постановки на поток диагностики и кардиохирургического лечения больных с заболеваниями сердца, аорты и их сосудов в ГУЗ "Приморская краевая клиническая больница № 1". При этом имеется в виду совершенствование материально - технической базы, создание организационной структуры в виде самостоятельного кардиохирургического отделения, профессиональную подготовку кадров врачей разных специальностей, обеспечивающих лечение больных с сердечно - сосудистой патологией, и среднего медицинского персонала; стабильное лекарственное и медико - техническое обеспечение всей технологической цепи хирургического лечения больных.
Раздел IV. МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ И
КООРДИНАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Реализация Программы осуществляется на основе государственного заказа департаментом здравоохранения администрации края исполнителям программных мероприятий.
Государственный заказчик обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий;
формирует совместно с основными исполнителями Программы сводную бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию мероприятий Программы. Ежегодно представляет ее в департамент финансов администрации края для учета при формировании проектов годовых прогнозов социально - экономического развития края и краевого бюджета. Принимает возможные меры по полному финансированию Программы.
Основные исполнители Программы разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий. Осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой работ. Подготавливают и направляют государственному заказчику предложения к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий в стоимостных и натуральных показателях с соответствующими обоснованиями.
Исполнители отдельных мероприятий Программы, касающихся лекарственного и материально - технического обеспечения, предприятия, организации различных форм собственности, учреждения, общественные объединения определяются на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В ходе реализации Программы департаментом здравоохранения администрации Приморского края будут предприниматься меры по заключению договоров с Министерством здравоохранения Российской Федерации, международными организациями, общественными объединениями, научно - производственными структурами Российской академии медицинских наук и инвестиционными фондами в целях привлечения финансовых средств для осуществления совместных проектов по укреплению материально - технической базы ГУЗ "Приморская краевая клиническая больница № 1", осуществляющей кардиохирургическую помощь, внедрению новых технологий диагностики и хирургического лечения сердечно - сосудистых заболеваний. Способствовать развитию сотрудничества и координации на взаимовыгодной основе с краями и областями Дальнего Востока, не имеющих в структуре здравоохранения своих территорий лечебных учреждений, оказывающих кардиохирургическую помощь населению.
Раздел V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется за счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников. В качестве внебюджетных источников предусмотрены доходы ГУЗ "Приморская краевая клиническая больница № 1" от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.
Объем финансирования организационных мероприятий, связанных с созданием кардиохирургического отделения, подготовкой кадров, стабильным лекарственным и медико - техническим обеспечением технологической цепи хирургического лечения больных с заболеваниями сердца, с выходом на проектную мощность, предусмотренную Программой, составит 66015,6 тыс. руб. за счет средств краевого бюджета.
В 2003 году финансирование программных мероприятий предусмотрено в объеме 15000,0 тыс. руб. за счет внебюджетных средств. Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке.
Раздел VI. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Эффективность Программы оценивается прогнозируемым улучшением ряда показателей здоровья населения Приморского края, полученного в результате применения высокоэффективных медицинских технологий в лечении заболеваний сердца, аорты и сосудов.
Ожидается, что современная диагностика и лечение основных хирургических заболеваний сердца, указанных в Программе, сократят потери от временной утраты трудоспособности, снизят показатели по первичной инвалидности и смертности населения.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, поможет добиться результатов, рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения, в том числе:
увеличить продолжительность жизни больных, страдающих сложными заболеваниями сердца и его сосудов, за счет применения высокотехнологичных хирургических методов лечения в Приморском крае;
снизить количество случаев инвалидности, полученной в результате осложнений сердечно - сосудистых заболеваний;
ликвидировать острую нехватку высококвалифицированных специалистов;
довести объем кардиохирургической помощи населению края до уровня современных европейских стандартов.
Раздел VII. ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
Структура управления реализацией Программы включает управление выполнением основных мероприятий Программы в целом и ее координацию и согласование с аналогичными федеральными программами, в данном случае с федеральной целевой Программой "Медицина высоких технологий".
Управление реализацией Программы осуществляет Государственный заказчик в лице департамента здравоохранения администрации края, определяющий требования к содержанию Программы, оказывающий содействие в ресурсном обеспечении и контролирующий ход их выполнения.
Заместитель руководителя департамента здравоохранения администрации края осуществляет координацию и контроль деятельности по выполнению Программы, привлекая главных специалистов, а также, по согласованию с ректоратом, руководителей клинических кафедр Владивостокского государственного медицинского университета, которые координируют научную деятельность, организуют подготовку научно - практических конференций и научных совещаний по тематике Программы.
Департамент здравоохранения администрации края ежегодно в установленном порядке направляет информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в департамент финансов администрации края, Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Приложение 1
к краевой целевой Программе
"Кардиохирургия"
на 2003 - 2005 г. г.,
утвержденной
постановлением
губернатора края
от 21.10.2002 № 549
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КАРДИОХИРУРГИЯ"
И.о. руководителя
департамента здравоохранения
администрации края
В.Г.УШАКОВ
Приложение 8
к краевой целевой Программе
"Кардиохирургия"
на 2003 - 2005 г. г.,
утвержденной
постановлением
губернатора края
от 21.10.2002 № 549
РАСЧЕТ
ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАРДИОХИРУРГИЧЕСКОЙ
ПРОГРАММЫ ГЕМОТРАНСФУЗИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ (ОПЛАТА
ПИТАНИЯ ДОНОРАМ И КОМПЕНСАЦИЯ ЗА КРОВЬ НА ГОД)
Для обеспечения проведения кардиохирургических операций препаратами гемотрансфузионной терапии из расчета на одного больного необходимо:
эритроцитной массы 1,0 л
плазмы свежезамороженной 1,0 л
концентрат тромбоцитов 6 доз
-------------------------T-----------------T-----------------T--------------¬
¦ ¦ Себестоимость ¦ Из расчета ¦ Из расчета ¦
¦ ¦ за 1л ¦ на 1 больного ¦на 150 больных¦
+------------------------+-----------------+-----------------+--------------+
¦Эритроцитная масса ¦1192 руб. 44 коп.¦1192 руб. 44 коп.¦ 178866 руб. ¦
+------------------------+-----------------+-----------------+--------------+
¦Плазма свежезамороженная¦3371 руб. 60 коп.¦3371 руб. 60 коп.¦ 505740 руб. ¦
+------------------------+-----------------+-----------------+--------------+
¦Концентрат тромбоцитов ¦ 626 руб. 05 коп.¦3356 руб. 30 коп.¦ 563445 руб. ¦
¦ ¦ (1 доза) ¦ ¦ ¦
+------------------------+-----------------+-----------------+--------------+
¦ИТОГО: ¦ ¦8320 руб. 34 коп.¦ 1248051 руб. ¦
L------------------------+-----------------+-----------------+---------------
Иммуносерологическое обследование и индивидуальный подбор:
Определение группы крови ABO и Rh - прин. - 66 руб.
Определение антиэритроцитарных антител - 46 руб.
Фенотипирование по антигенам эритроцитов - 73 руб.
ИТОГО: - 185 руб.
Проведение индивидуального подбора донора для 150 больных - 27750 руб.
Итого финансовые затраты составят 1275801 руб.
И.о. руководителя
департамента здравоохранения
администрации края
В.Г.УШАКОВ