Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






<ПИСЬМО> Крайкомзема Приморск. края от 09.10.2002 № 18/668(03-10)
"РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

<ПИСЬМО>
от 9 октября 2002 г. № 18/668(03-10)

РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Приморскому краю информирует, что за период с 1991 года (с момента начала земельных преобразований) на территории Приморского края произошли принципиальные, глубинные преобразования и изменения в формах собственности на землю. Проведены значительные работы по передаче земель сельским и городским жителям земельных участков под расширение личных подсобных хозяйств, строительства жилья, под сады, огороды и др. цели.
В Приморском крае практически снята проблема обеспечения граждан земельными участками.
В результате проведенной в крае работы по реформированию земельных отношений, в собственность граждан передано 687,9 тыс. га земельных угодий, что составляет 42% от общей площади сельхозугодий края. Это около 711 тыс. земельных участков. Земельные участки используются для:
- индивидуального жилищного строительства - 12,8 тыс. га, 76,2 тыс. участков;
- личного подсобного хозяйства - 76,6 тыс. га, 158,2 тыс. участков;
- крестьянских хозяйств - 62,7 тыс. га, 2090 хозяйств;
- коллективных огородов - 13,5 тыс. га, 129,6 участков;
- владельцев земельных паев - 818,8 тыс. га, 86,7 тыс. паев.
По всем этим видам землевладений полностью удовлетворена потребность в земельных участках.
Рост числа собственников земельных участков увеличил число участников земельного оборота. Количество сделок с земельными участками постоянно возрастает.
Наряду с предоставлением земель сельскохозяйственного назначения в ходе выполнения Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. № 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", иных нормативных актов проведена работа по вовлечению в сельскохозяйственный оборот 2222 га из земель несельскохозяйственного назначения. В Приморском крае практически решен вопрос по обеспеченностью жителей землями сельскохозяйственного назначения.
Большое внимание уделяется развитию инфраструктуры территории, прокладке дорог. Так, за отчетный период под реконструкцию и строительство автомобильных дорог краевого и федерального значения выделено 473 га земель.
Ежегодно проводится большой объем работ по подготовке и принятию распоряжений администрации края по изъятию и предоставлению земельных участков хозяйствующим субъектам различных форм собственности для строительства и других надобностей. Проводится работа по подготовке и отправке землеустроительных дел для принятия распоряжений Правительства РФ по переводу лесных земель в нелесные. За годы деятельности комитета подготовлено более 400 дел для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации.
Непосредственное участие комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Приморскому краю принимает в деятельности по созданию определенного правового режима на вновь создаваемых заказниках, природных парков, рекреационных зонах.
Комзем по Приморскому краю принимает активное участие в создании нормативно-правовой базы земельных преобразований на территории края. За годы деятельности непосредственно комитетом и при его участии разработано и подготовлено более 150 нормативно-правовых актов Губернатора, администрации края, краевой Думы. Земельными комитетами районов и городов края ежегодно подготавливается порядка 400 нормативных актов в области земельных отношений.
Одним из направлений деятельности является решение вопросов восстановления нарушенных земель, сохранения плодородного слоя почвы на предприятиях горнодобывающего комплекса, других хозяйствующих субъектов промышленности края. За 11 лет рекультивировано 3242 га земель.
Осуществляя государственный контроль в соответствии с Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" и утвержденным постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, Инструкцией о порядке работы госземинспекторов и другими нормативными документами за истекший период во всех районах и городах Приморского края успешно работали комиссии по контролю за использованием и охраной земель, действует краевая комиссия.
Вместе с тем, крайне отрицательно на проведения общих работ по земельным преобразованиям в крае оказывала почти ежегодная реорганизация Госкомзема России и его территориальных органов в субъектах Федерации.
В результате проводимых сокращений штатов в ряде районов вынужденно созданы межведомственные и межрайонные административные комиссии. В крае работает 70 госземинспекторов. До недавнего времени работало 37 внештатных общественных инспектора.
Территориальными подразделениями комитета по земельным ресурсам и землеустройству края ежегодно проводятся целевые и комплексные проверки использования и охраны земель. Всего проведено 14114 проверок, выявлено 9460 нарушений, устранено 6024 нарушений. Увеличилась сумма взысканных штрафов с 8,2 тыс. рублей в 1991 году до 241,3 тысяч рублей в последние годы.
Для оказания практической помощи, усиления контроля используется такая форма, как закрепление работников краевого комитета за городами и районами края.
Необходимо отметить, что наряду с положительными итогами работы по осуществлению земельной реформы в силу объективных причин возросло количество неиспользуемых и нерационально используемых сельскохозяйственных угодий, в том числе и пашни. С 3974 га в 1991 году до 183050 га в 2002 году.
За период с 1991 по 2001 годы в крае произошли следующие изменения по категориям земель. Земли сельскохозяйственного назначения сократились на 882,2 тыс. га, в том числе сельхозугодий на 261,1 тыс. га: из них пашня на 147,9 тыс. га. Произошло это в результате реорганизации совхозов и колхозов и передачи земель сельским и поселковым советам и в районные фонды перераспределения. Земли лесного фонда увеличились на 88,9 тыс. га, в основном за счет передачи совхозных лесов в гослесфонд. Особо охраняемые территории увеличились на 83 тыс. га за счет земель лесного фонда, создания рекреационных зон, природных парков. Земли запаса возросли на 554 тыс. га в результате перевода земель совхозов и колхозов в фонд перераспределения районов.
В целом по краю за данный период в результате отвода земельных участков под строительство и развитие угледобывающей промышленности площадь пашни сократилась на 1,9 тыс. га. Кроме этого 27,4 тыс. га переведено в залежь.
Из года в год возрастают площади неиспользуемой пашни. Так, в 1996 году не использовалось 194,1 тыс. га пашни или 26% от ее наличия, в 1997 - 251,7 тыс. га или 33,6%, в 1998 году - 227 тыс. га или 30%. Количество неиспользуемой пашни и в текущем 2002 году не уменьшилось.
Сокращается количество крестьянских хозяйств, не способных в реальных условиях использовать землю. Неиспользуемая пашня зарастает сорняками, практически превращается в залежь, Осушенные земли, из-за отсутствия ухода за мелиоративными системами, заболачиваются, разрушаются дорогостоящие оросительные и рисовые ирригационные системы.
Земельными комитетами за 11 лет проведены работы по землеустроительному оформлению и учету на 291,1 тыс. земельных участках, из которых оформлено и выдано физическим и юридическим лицам 261,8 тыс. юридических документов на право собственности и пользования земельными участками. Это составляет 37% от общего количества землепользователей. Основная проблема в проведении данной работы - это неплатежеспособность, как населения, так и предприятий.
По поручению администрации края разработан проект региональной целевой программы "Развитие земельной реформы в Приморском крае на 2000 - 2002 годы", который прошел экспертизу в Госкомзем России и был подготовлен к рассмотрению в краевой администрации. Однако принята не была.
По поручению Росземкадастра Комземом по Приморскому краю при участии комитета по управлению государственным имуществом Приморского края в 2002 году подготовлена краевая целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости Приморского края (2002 - 2007 годы)". Проведены все необходимые расчеты и обоснования. Названная программа утверждена постановлением Губернатора края от 21.08.2002 № 466. Комзем по Приморскому краю - как государственный заказчик - координатор программы совместно с комитетом по управлению государственным имуществом Приморского края приступил к ее реализации.
Начиная с 1993 года и особенно активно - в течение 1999 и 2002 годов продолжались работы по созданию информационной базы для автоматизированного ведения земельного кадастра. Для этого проводились работы по инвентаризации, межеванию земель и созданию (обновлению) картографических материалов.
Завершены работы 1-го этапа государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, по результатам которого издано постановление Губернатора края № 351 от 14.05.2001 "О нормативной цене земли на 2001 год". Постановлением Губернатора края утверждены результаты этого этапа государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий Приморского края, установлена нормативная (кадастровая) стоимость пашни и кормовых угодий по группам почв, баллу бонитета и ренте по всем районам края.
Материалы второго этапа государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий края одобрены межведомственной комиссией по государственной кадастровой оценке земель и находятся на утверждении. Таким образом, создана нормативная база в разрезе сельскохозяйственных округов для последующей оценки конкретных земельных участков. Эти два этапа финансировались из федерального бюджета.
Проведены работы по отнесению земель сельскохозяйственного назначения к ценным и особо ценным землям. Работа проведена по решению Думы Приморского края за счет средств краевого бюджета.
На завершающем этапе работы по государственной кадастровой оценке земель поселений. Работы выполнялись во исполнение постановлений Правительства РФ от 25.08.1999 № 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 8 апреля 2000 г. № 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель". Для организации и приведения земельно-оценочных работ Комземом по Приморскому краю была проведена большая организационная работа. Подготовлено постановление Губернатора края от 23 августа 2001 г. № 637 "О государственной кадастровой оценке земель поселений Приморского края", которым утверждены состав и положение о краевой межведомственной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценке земель поселений края. Заключен договор с СибРКЦ "Земля", в рамках которого Сибирским региональным кадастровым центром были заключены договора субподряда с семью Приморскими проектно-изыскательскими организациями. Финансирование этих работ со стороны федерального центра выполнено. Профинансировано 35% стоимости работ. Финансирование работ по государственной кадастровой оценке земель поселений со стороны краевого и местных бюджетов - не выполнено (около 20% от предусмотренного объема).
Завершены работы по созданию дежурных кадастровых карт районов и городов Приморского края. Дежурные кадастровые карты подготовлены практически на все районы и часть городов края. В настоящее время в рамках договора ПримАГП завершена подготовка к переводу их в цифровой вид.
Успешно выполняются работы по межеванию границ поселений - административных центров районов, крупных населенных пунктов с подготовкой координат границ в графической и цифровой форме. Финансирование межевых работ границ поселений проводилось на паритетной основе - 50% из федерального бюджета, 50% - из местного. Однако до настоящего времени многие муниципальные образования не оплатили выполненные работы. Проведение таких работ должно упорядочить вопросы земельных платежей ввиду их различия на территории поселений и межселенной территории.
Межевание земель других категорий производится в основном за счет средств заказчиков-землепользователей, землевладельцев и арендаторов с выдачей технических паспортов на земельные участки юридическим и физическим лицам.
Инвентаризация земель по состоянию на 1 января 2001 года выполнена на площади 1300,5 тыс. га, что составляет 29% от общей площади городов и поселков и выглядит следующим образом:
Наиболее успешно работы выполняются в г. Находке - 88,5% от площади города, в г. Спасске-Дальнем - 41,3%, в Дальнегорске - 32,3 %, во Владивостоке - 29,9% и др.
В 2001 году инвентаризация проведена на площади 2,9 тыс. га. Межевание границ проведено по 17 поселениям - административным центрам муниципальных образований. В 2001 году на цели инвентаризации по всем источникам финансирования использовано 4246,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств местных бюджетов - 3871,8 тыс. руб. Кроме того, выполнено работ по инвентаризации земель, финансируемых за счет внебюджетных источников (средств заказчиков) на сумму 4403,4 тыс. руб. Для обеспечения инвентаризации земель поселений заложено более 150 опорных межевых знаков.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 932 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" Комземом по Приморскому краю проводились работы по внедрению программного обеспечения для автоматизации ведения государственного земельного кадастра в райгоркомземах. Только в 2000 году на техническое оснащение, разработку и внедрение систем автоматизированного ведения земельного кадастра израсходовано 755 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета - 530,0 тыс. рублей.
Создание на территории края Федерального государственного учреждения Земельная кадастровая палата по Приморскому краю вызвано крайней необходимостью проведения государственного кадастрового учета земельных участков в автоматизированном виде по принятой федеральными и ведомственными нормативными актами технологии с заполнением базы данных ЕГРЗ. На сегодняшний день на территории края создано 10 окружных филиалов кадастровой палаты. Ведутся работы по укомплектованию филиалов специалистами и компьютерными техническими комплексами.
В течение 2000 - 2002 годов производилось обучение работников земельных комитетов и кадастровой палаты автоматизированной и бумажной технологии ведения ЕГРЗ с внедрением программного продукта ПК ЕГРЗ, технологии проведения государственной кадастровой оценке земель и др. Всего было обучено более 150 специалистов.
Основным направлением деятельности Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края на предстоящий период являются:
- завершение работ по государственной кадастровой оценке земель поселений и земель сельскохозяйственного назначения;
- обеспечение проведения государственной кадастровой оценки земель остальных категорий;
- внедрение, с учетом региональных особенностей, методов кадастровой оценке земель для целей налогообложения;
- организация комплекса работ по землеустроительному обеспечению земельных преобразований, рациональному использованию и охране земель;
- организация комплекса землеустроительных работ, связанных с установлением земель, относящихся к государственной и муниципальной собственности;
- проведение работ по установлению (восстановлению) границ административно-территориальных образований и границ поселений;
- разработка и внедрение указаний о проведении инвентаризации и ведении реестра земель государственной собственности;
- работы по внедрению системы ведения государственного земельного кадастра с использованием современных средств вычислительной техники и программного обеспечения;
- работы по обследованию земель сельскохозяйственного назначения с выявлением и оценкой негативных явлений с использованием рекомендаций Росземкадастра по почвенным обследованиям;
- содействие земельным преобразованиям в сельской местности (оказание помощи в реализации прав по распоряжению земельными долями, содействие концентрации земельных долей в руках эффективно хозяйствующих субъектов, создание условий для кооперации, сохранения и повышения плодородия почв и др.);
- обеспечение ведения и уточнения списков плательщиков земельного налога;
- содействие по созданию и деятельности землеустроительных организаций;
- внедрение современных научно-обоснованных методов, средств и технологий землеустроительных работ, охраны и государственного контроля земель, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель, оценки земель и формирования системы платежей за землю, управления государственными землями;
- проведение профилактических работ по предотвращению нарушений земельного законодательства, обеспечение совместно с органами прокуратуры, юстиции, внутренних дел проведения совместных комплексных проверок по соблюдению земельного законодательства;
- разработка и внедрение рекомендаций по определению размеров ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства;
- развитие информационно-консультативной работы среди граждан и юридических лиц по вопросам земельных отношений;
- составление и опубликование регионального доклада о состоянии и использовании земель Приморского края;
- материально-техническое обеспечение реализации мероприятий;
- отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения изысканий, связанных с использованием земель, путем проведения конкурсов.

Руководитель комитета
В.Д.ШИЛЬНИКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru