Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






<ПИСЬМО> Учреждения юстиции "Приморский краевой регистрационный центр" от 18.09.2002 № 1408-02
<О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ОСНОВАНИИ СОГЛАШЕНИЙ О ПЕРЕДАЧЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЮСТИЦИИ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ
НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ
НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

<ПИСЬМО>
от 18 сентября 2002 г. № 1408-02

Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края (далее - учреждение юстиции) в связи с поступающими вопросами, связанными с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним разъясняет следующее.

Вопрос: Осуществляет ли учреждение юстиции государственную регистрацию соглашений о расторжении договоров приватизации, заключенных между гражданами и главами соответствующих муниципальных образований после принятия ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 20.05.2002 № 55-ФЗ?
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 11 статьи 1, а не статья 11 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
   ------------------------------------------------------------------

Ответ: 20.05.2002 был принят ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" № 55-ФЗ. В соответствии со ст. 11 данного закона Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" был
1
дополнен статьей 9 следующего содержания: граждане,
приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
До принятия вышеназванного закона данный вопрос на территории Приморского края решался в соответствии с п. 15 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного решением коллегии Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 18.11.1993 № 4, согласно которому при переезде в другое жилое помещение и заселении его по договору найма или аренды граждане имеют право на приватизацию этого жилья при условии расторжения договора передачи в собственность в порядке приватизации ранее занимаемого помещения. Кроме того, п. 18 ранее действовавшего положения "О бесплатной приватизации жилищного фонда в Приморском крае", утвержденного постановлением администрации Приморского края от 07.10.1994 № 497 предусматривал, что по желанию граждан договор о приватизации жилого помещения может быть расторгнут по их письменному заявлению с согласия всех совершеннолетних, а также несовершеннолетних от 15 до 18 лет членов семьи, являющихся участниками общей собственности на жилое помещение. При этом между двумя сторонами-участниками договора о передаче квартиры в собственность граждан составлялось соглашение, которое регистрировалось в администрации (города, района) и учреждении юстиции "Приморский краевой регистрационный центр". После регистрации данного соглашения граждане приобретали право на бесплатную передачу им в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного по договору социального найма жилого помещения. Однако на сегодняшний день данное положение признано утратившим силу в соответствии с постановлением губернатора Приморского края от 10.07.2002 № 378.
Кроме того, все вышеуказанные нормативные акты явно противоречат нормам ГК РФ и Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" ( в редакции от 20.05.2002) по следующим основаниям.
П. 1 ст. 408 ГК РФ предусматривает, что надлежащее исполнение прекращает обязательство. Согласно абз. 2 п. 3 ст. 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Содержание договора приватизации таково, что включает в себя лишь обязанность муниципального образования передать в собственность нанимателя занимаемое последним по договору социального найма помещение.
Таким образом, соглашения о расторжении договора приватизации (по сути уже исполненного договора) являются ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ, поскольку сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий
1
нарушения. Кроме того, ст. 9 Закона РФ "О приватизации жилищного
фонда в Российской Федерации" предусматривает возможность передачи ранее приватизированных жилых помещений в муниципальную или государственную собственность, а не расторжение ранее заключенных договоров приватизации.
Учитывая вышеизложенное, учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края было принято решение о государственной регистрации права муниципальной или государственной собственности на основании соглашений о передаче жилых помещений в муниципальную или государственную собственность,
1
заключенных с соблюдением требований, установленных ст. 9 Закона
РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Начальник отдела правового и
методического обеспечения
учреждения юстиции
Л.А.ОПЕКУНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru