"СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРОФСОЮЗАМИ, РАБОТОДАТЕЛЯМИ И АДМИНИСТРАЦИЕЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ О РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО - ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА 2002 - 2004 ГОДЫ" от 05.03.2002 № 1
Официальная публикация в СМИ:
"Сборник нормативных правовых актов администрации Приморского края", 21.10.2002, № 24,
"Утро России", № 81 (2727), 04.06.2002
Утратил силу в связи с заключением Соглашения между профсоюзами, работодателями и администрацией Приморского края о регулировании социально-трудовых отношений на 2005 - 2007 годы.
Вступает в силу с момента его подписания и действует до заключения нового (абзац 8 данного документа).
СОГЛАШЕНИЕ
от 5 марта 2002 года
МЕЖДУ ПРОФСОЮЗАМИ, РАБОТОДАТЕЛЯМИ И АДМИНИСТРАЦИЕЙ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ О РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО -
ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА 2002 - 2004 ГОДЫ
Мы, полномочные представители профсоюзов, работодателей и администрации Приморского края, именуемые в дальнейшем "сторонами", действуя в соответствии с федеральным законодательством, заключили настоящее Соглашение, определяющее согласованные позиции сторон по основным принципам регулирования социально - трудовых отношений с целью создания необходимых условий для стабилизации социально - экономического положения в крае, обеспечения социальных гарантий работников и предотвращения трудовых конфликтов.
Стороны, признавая, что основными условиями роста и достижения достойного уровня жизни населения является подъем экономики края, руководствуясь необходимостью обеспечения минимальных социальных стандартов и гарантий для граждан, принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации, отраслевыми тарифными соглашениями, и обязуются соблюдать договоренности, достигнутые в ходе переговоров.
В развитие Соглашения и для обеспечения его реализации стороны на основе взаимных консультаций в рамках краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений принимают необходимые решения, вносят предложения в адрес законодательных и исполнительных органов власти, работодателей, профсоюзов и добиваются их выполнения.
Настоящее Соглашение является основой для коллективных переговоров по заключению краевых и территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения уровня трудовой, социальной и экономической защищенности работников.
Для реализации положений Соглашения, предусматривающих финансовые затраты, администрация Приморского края ежегодно включает в проекты краевого бюджета денежные средства.
Стороны периодически отчитываются о ходе выполнения своих обязательств, определенных Соглашением, на заседаниях краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений (далее - краевая трехсторонняя комиссия) и информируют об этом население края.
В случае невыполнения обязательств по Соглашению или решений краевой трехсторонней комиссии виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до заключения нового. Изменения и дополнения в текст Соглашения осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством.
Соглашение открыто для присоединения к нему всех заинтересованных работодателей и профсоюзов.
I. Стабилизация экономики стороны
1.1. Разрабатывают и осуществляют реализацию мер, направленных на стабилизацию материального производства, приток инвестиций в реальный сектор экономики и на этой основе - повышение жизненного уровня населения края как главной цели деятельности сторон.
1.2. Создают благоприятные условия для экономической деятельности предприятий, организаций (далее - предприятия), подписавших или делегировавших право подписания настоящего Соглашения.
1.3. Осуществляют в соответствии с действующим законодательством контроль за процедурами банкротства в целях недопущения необоснованной ликвидации предприятий, разработки и реализации мероприятий по оздоровлению предприятий - должников, соблюдения трудовых прав их работников.
1.4. Способствуют росту производительности труда, повышению эффективности экономической деятельности, укреплению трудовой дисциплины, рассматривая их в качестве основных факторов роста доходов населения и уровня жизни в целом.
Администрация края
1.5. Обеспечивает исполнение доходной и расходной частей краевого бюджета в соответствии с законами Приморского края о краевом бюджете на соответствующий год. Принимает меры по повышению собираемости налогов не ниже 90% от реальной налоговой базы.
Принимает меры, направленные на увеличение доходов за счет повышения эффективности управления государственной собственностью.
1.6. Отстаивает на федеральном уровне экономические интересы края, добивается принятия решений, снижающих воздействие конкурентных недостатков территории на экономическое развитие края.
1.7. В полном объеме обеспечивает бюджетное финансирование и реализацию действующих федеральных и региональных программ развития приоритетных отраслей экономики края.
1.8. Совместно с федеральными органами власти разрабатывает комплекс мер по развитию инфраструктурных отраслей края (пассажирский транспорт, средства связи), обеспечивающих привлекательность для иностранных инвесторов, привлечение передовых технологий, развитие внешнеэкономических связей.
В целях стабилизации региональной энергосистемы контролирует и принимает меры в пределах своей компетенции по повышению эффективности финансово - экономического взаимодействия между субъектами топливно - энергетического комплекса, железнодорожным транспортом и потребителями тепло- и электроэнергии.
1.9. Способствует внедрению энергосберегающих технологий, экономически обоснованных норм расхода топливно - энергетических ресурсов в бюджетных организациях и предприятиях жилищно - коммунального хозяйства, участвующих в производстве и распределении тепло- и электроэнергии.
1.10. В области экономической политики определяет приоритетными стратегические вопросы на 2001 - 2004 годы в следующих направлениях:
обеспечение роста объемов производства продукции (работ, услуг) в отраслях экономики Приморского края;
насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами, производимыми в Приморском крае.
1.11. Обеспечивает исполнение Закона Приморского края "О целевом Территориальном фонде финансирования и развития предприятий и организаций агропромышленного комплекса Приморского края", сохраняет систему помощи сельским товаропроизводителям, устанавливает гарантированные закупочные цены на зерно, сою, овощи, картофель.
1.12. Разрабатывает и реализует краевую программу обеспечения продовольственной безопасности Приморского края.
1.13. Активно противодействует дискриминации приморских рыбаков, связанной с наделением квотами на вылов водных биологических ресурсов и платой за пользование водными биологическими ресурсами.
1.14. Координирует в пределах своей компетенции работу контролирующих органов по снижению административных барьеров при осуществлении контрольно - надзорных мероприятий субъектов малого предпринимательства за поступлением в торговую сеть качественных товаров.
1.15. Осуществляет в пределах своей компетенции регулирование цен (тарифов) и контроль за их применением на отдельные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации по перечню, определяемому правительством Российской Федерации.
Работодатели
1.16. Осуществляют комплекс мер, направленных на модернизацию добывающих и развитие перерабатывающих отраслей с целью комплексного освоения природных ресурсов и увеличения поставок конкурентоспособной продукции на внутренний и внешний рынок.
1.17. Участвуют в разработке и реализации приоритетных направлений развития экономики края и социальных программ.
1.18. Обеспечивают ритмичный производственный процесс, повышение эффективности финансово - экономической деятельности предприятий, разработку и выполнение бизнес - планов для привлечения инвестиций в развитие предприятий и выпуска конкурентоспособной продукции.
1.19. Формируют за счет использования всех источников накопления стабилизационные фонды предприятий, направляя их средства на обеспечение роста объемов производства и создание дополнительных рабочих мест.
1.20. Внедряют энергосберегающие технологии и оборудование, осуществляют мероприятия по эффективному использованию сырья и материалов.
Профсоюзы
1.21. Принимают участие в работе комиссии администрации края, предприятий и организаций по проблемам хозяйственно - экономической, производственной и социальной деятельности, вносят соответствующие предложения и добиваются их реализации.
1.22. Оказывают содействие работодателям и непосредственно участвуют в разработке и реализации мер, направленных на повышение производительности труда и повышение экономических показателей предприятий, укрепление трудовой и технологической дисциплины, экономии энергоресурсов, сырья и материалов, повышение профессионализма рабочих кадров.
II. Развитие рынка труда и содействие
занятости населения стороны
2.1. Совместными усилиями разрабатывают и реализуют конкретные мероприятия по исполнению краевой программы содействия занятости населения, других программ, направленных на стабилизацию рынка труда, в первоочередном порядке - в депрессивных городах и районах края с уровнем безработицы свыше 7%, не допуская превышения уровня официальной безработицы сверх 2,5% от численности экономически активного населения края.
2.2. В случае угрозы массового высвобождения работников на основе взаимных консультаций формируют программу экстренных мер и план совместных действий по обеспечению трудоустройства и социальной поддержке высвобождаемых работников. Определяют источники их финансирования.
2.3. Разрабатывают и реализуют меры поддержки краевых товаропроизводителей всех форм собственности, ориентированных на создание и сохранение экономически целесообразных рабочих мест.
Определяют порядок их экономического стимулирования в виде финансовой поддержки, инвестиционных и налоговых льгот.
2.4. Совместно с департаментом Федеральной государственной службы занятости по Приморскому краю добиваются восстановления обязательного страхования от безработицы и Государственного фонда занятости населения.
2.5. Обеспечивают заключение договоров со службой занятости на участие в финансировании мероприятий краевой и местных программ содействия занятости администрации края.
2.6. Совместно с работодателями и администрациями муниципальных образований края в пределах своей компетенции участвуют в организации общественных и временных работ, обучения, переобучения и повышения квалификации незанятого населения. Содействуют развитию малого предпринимательства, осуществляют мониторинг рынка труда, контроль за соблюдением законодательства в области занятости.
2.7. В пределах своей компетенции осуществляют контроль за обоснованностью использования иностранной рабочей силы.
2.8. Оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в деятельности по квотированию рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.
Работодатели
2.9. Не допускают массового высвобождения работников за счет мероприятий упреждающего характера: перепрофилирования производственных структур, переобучения персонала, создания новых рабочих мест с учетом перспектив развития предприятия, сокращения сверхурочных работ и работ по совместительству и т.д.
2.10. Осуществляют ликвидацию предприятий и подразделений, изменение форм собственности, полную или частичную приостановку производства, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, только после предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров в соответствии с действующим законодательством.
2.11. При ликвидации предприятия или сокращении численности работающих предоставляют предупрежденным об увольнении работникам один свободный оплачиваемый день или восемь оплачиваемых часов в неделю для поиска нового места работы. Сохраняют за высвобождаемыми работниками приоритетное право на прием на работу в случаях оживления производственной деятельности и возникновения потребностей в дополнительной рабочей силе.
2.12. Предоставляют высвобождаемым работникам организаций - банкротов преимущественное право трудоустройства во вновь образуемые организации, создаваемые на базе имущества ликвидируемых организаций, выделяя для этой цели не менее 70 процентов рабочих мест при соответствии их профессиональной и трудовой подготовки для вновь образуемой организации.
2.13. Обеспечивают соблюдение квот рабочих мест для приема на работу социально незащищенных граждан, испытывающих затруднения в трудоустройстве.
2.14. Восстанавливают и развивают систему внутрипроизводственного обучения и переобучения работников профессиям, в которых испытывает потребности предприятие с учетом перспектив его развития.
Профсоюзы
2.15. Осуществляют мониторинг рынка труда и в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства в сфере занятости.
Вносят предложения работодателям и органам исполнительной власти по вопросам стабилизации и сбалансированности рынка труда.
2.16. Оказывают бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюза по вопросам занятости и трудового законодательства.
2.17. Предоставляют учебную базу профсоюзов для организации профессионального обучения, подготовки и переподготовки.
Профсоюзы, работодатели
2.18. Могут предусматривать в коллективных договорах и соглашениях мероприятия, направленные на сохранение и увеличение объемов работы, рабочих мест, подготовку, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством.
III. Оплата труда стороны
3.1. Проводят согласованные мероприятия, направленные на опережающий рост доходов населения по сравнению с ростом цен.
3.2. Обеспечивают рост заработной платы, адекватной росту валового регионального продукта, доведя ее среднекраевой размер не ниже 6000 рублей в 2004 году.
3.3. В пределах своей компетенции осуществляют контроль за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на оплату труда работников бюджетных организаций.
Администрация края
3.4. Обеспечивает на территории края реализацию в полном объеме федеральных и краевых законов, постановлений Правительства Российской Федерации и Законодательного собрания Приморского края в сфере труда и его оплаты.
3.5. Ежеквартально информирует краевую трехстороннюю комиссию о состоянии выплаты заработной платы в организациях бюджетной сферы края.
3.6. Устанавливает размеры зарплаты для руководителей государственных унитарных предприятий в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудового договора (контракта)" от 21.03.94 № 210.
Работодатели
3.7. Обеспечивают своевременную выплату текущей зарплаты. В случае ее задержки индексируют задержанные суммы в порядке, предусмотренном коллективным договором.
3.8. Представляют по требованию профсоюзов документальную информацию, подтверждающую причины задержек по выплате зарплаты.
3.9. Устанавливают минимальный размер оплаты труда на уровне, определенном в отраслевом (тарифном) соглашении, но не ниже прожиточного минимума, рассчитанного в соответствии с Законом Приморского края "О прожиточном минимуме в Приморском крае".
3.10. Не допускают неофициальных выплат заработной платы и неденежных ее форм (натура, страхование и т.д.).
3.11. Своевременно и в полном объеме осуществляют платежи по единому социальному налогу.
3.12. Создают в организациях целевой резервный фонд заработной платы в размере и порядке, предусмотренном коллективными договорами.
3.13. При повышении цен на производимую продукцию при имеющихся возможностях по затратной строке "заработная плата" одновременно осуществляют повышение зарплаты работникам организации по затратам труда.
Работодатели, профсоюзы
3.14. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях положения о поддержании тарифной части заработка (оклада) на уровне не ниже двух третей от его общего размера.
3.15. Через коллективные договоры и соглашения устанавливают:
систему и виды оплаты труда, формы материального поощрения;
систему доплат и надбавок, учитывающих квалификацию, характер условий и режимов труда;
сроки пересмотра заработной платы в связи с ростом стоимости жизни;
порядок оплаты вынужденного простоя;
сроки выплаты зарплаты;
порядок индексации зарплаты в случае ее задержки;
соотношение размера оплаты труда руководителя, специалистов и служащих предприятий, организаций внебюджетной сферы со средней зарплатой рабочих основной профессии данного предприятия, учреждения, организации.
Профсоюзы
3.16. В пределах своей компетенции осуществляют контроль за динамикой роста цен и заработной платы.
3.17. Добиваются через заключение коллективных договоров, соглашений установления минимальной заработной платы не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, средней заработной платы в размере, превышающем прожиточный минимум не менее чем в 3 раза, увеличения реального уровня зарплаты не менее чем на 10% ежегодно.
3.18. Оказывают членам профсоюза практическую помощь при защите их прав в связи с нарушением сроков и полноты оплаты труда.
3.19. Участвуют в выявлении, предупреждении и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) в сфере оплаты труда.
IV. Уровень жизни и социальные гарантии стороны
4.1. Разрабатывают и реализуют конкретные меры, направленные на предотвращение падения уровня жизни населения края, устранения социально опасных диспропорций между размером доходов приморцев и уровнем прожиточного минимума.
4.2. В пределах своей компетенции осуществляют контроль за уровнем следующих социальных индикаторов, не допуская их снижения:
- доли населения, находящегося за чертой бедности;
- покупательной способности среднедушевого дохода, средней зарплаты и пенсии;
- индекса потребительских цен и величины прожиточного минимума;
- уровня заработной платы;
- уровня безработицы;
- продолжительности жизни;
- объема валового внутреннего продукта на душу населения;
- доли расходов краевого и местных бюджетов на образование, здравоохранение, культуру, жилищно - коммунальное хозяйство.
4.3. Проводят совместную работу по сохранению и развитию загородных детских оздоровительных лагерей и баз отдыха организаций. Принимают долевое участие в их финансировании и обеспечивают организацию летнего отдыха не менее 150 тысяч детей.
4.4. Заслушивают на заседаниях краевой трехсторонней комиссии отчеты руководителей фондов социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости о поступлении и расходовании финансовых средств.
4.5. В пределах своей компетенции осуществляют контроль за выполнением отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров в части реализации положений и норм, касающихся социально - трудовых гарантий и состояния уровня жизни населения.
4.6. Оказывают организационно - методическую и финансовую помощь клубным учреждениям, спортивным сооружениям, библиотекам и другим организациям социально - культурного назначения.
Администрация края
4.7. Формирует краевой бюджет с учетом социальной ориентации, предусматривая в нем ежегодное увеличение расходов на социальную сферу в размере не менее 5 процентов.
4.8. Предусматривает в краевом бюджете расходы на реализацию социальных программ, поддержку и защиту малообеспеченных групп населения и льготных категорий граждан, развитие здравоохранения, образования, культуры, содержание жилищно - коммунального хозяйства, текущие выплаты и погашение задолженности прошлых лет по ежемесячным пособиям на ребенка.
4.9. Осуществляет мероприятия по оказанию адресной социальной помощи малоимущим гражданам и семьям, состоящим на учете в органах социальной защиты, за счет установленных источников финансирования.
4.10. Осуществляют реализацию федеральных законов: "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О государственной социальной помощи", "Об образовании"; законов Приморского края: "О прожиточном минимуме", "О потребительской корзине в Приморском крае" в пределах средств, установленных федеральным бюджетом для Приморского края и бюджетом края.
4.11. Вносит коррективы в состав потребительской корзины Приморского края и после получения положительного заключения экспертизы Минтруда России направляет их на рассмотрение Законодательного собрания Приморского края.
4.12. Ежеквартально устанавливает величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально - демографическим группам в целом по Приморскому краю и публикует его в средствах массовой информации.
4.13. На основе сбалансированной системы доходов и эффективности государственных расходов обеспечивает:
- открытость и публичность в исполнении бюджета;
- прозрачность по бюджетным процедурам и межбюджетным отношениям;
- социальную защищенность населения.
4.14. Финансирует предоставление субсидий на строительство и приобретение жилья гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии с объемами, предусмотренными в краевом бюджете, согласно действующему законодательству реализует программу "Ипотека" в Приморском крае.
4.15. Совместно с администрациями муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляет поэтапное проведение реформы жилищно - коммунального хозяйства в соответствии с действующим законодательством.
4.16. Отслеживает социальные последствия реформы жилищно - коммунального хозяйства и принимает меры социальной поддержки пенсионеров, работников бюджетной сферы и других малообеспеченных граждан, имеющих доход ниже уровня прожиточного минимума.
4.17. Проводит единую государственную налоговую, финансовую и бюджетную политику на территории края с учетом государственных программ и работы в Совете федерации по сохранению доступности цен на товары и услуги первой необходимости.
4.18. Содействует осуществлению пассажирских перевозок на местных линиях, обеспечивающих потребности населения, а также контролирует в пределах своей компетенции целевое использование средств, выделенных на оплату проезда льготных категорий граждан.
4.19. Решает вопрос с соответствующими федеральными органами власти по компенсационным выплатам вкладчикам, пострадавшим от деятельности нелицензированных финансовых компаний.
4.20. Принимает меры по выполнению Программы государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью и законов Приморского края, касающихся сферы здравоохранения, обеспечивает их финансирование в полном объеме.
Работодатели
4.21. Могут устанавливать через коллективные договоры и соглашения дополнительные социально - трудовые гарантии и льготы для работников предприятий.
4.22. Разрабатывают совместно с профсоюзами и вносят в коллективные договоры и соглашения порядок предоставления ссуд, кредитов, субсидий работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
4.23. Обеспечивают содержание и функционирование объектов социально - культурного назначения, находящихся на балансе предприятия. Производят оплату хозяйственных расходов, направленных на обеспечение детского оздоровительного отдыха.
4.24. В ходе приватизации объектов социального и культурно - спортивного назначения не допускают их перепрофилирования, включают это условие в качестве обязательного в договор купли - продажи.
4.25. Производят оплату за содержание детей работников в дошкольных детских учреждениях на условиях, определенных коллективными договорами и соглашениями.
4.26. Обеспечивают выполнение обязательств и мероприятий, предусмотренных генеральным, отраслевым тарифным, краевым и территориальными соглашениями о регулировании социально - трудовых отношений в соответствии с действующим законодательством и бюджетом предприятия.
Профсоюзы
4.27. Участвуют в разработке социальных законопроектов и социально - экономических программ на всех уровнях, вносят по ним конкретные предложения и добиваются их реализации.
4.28. Определяют совместно с социальными партнерами и в пределах своей компетенции контролируют выполнение установленных в коллективных договорах и соглашениях социально - трудовых нормативов, стандартов, гарантий, льгот и компенсаций для работников предприятий.
4.29. В пределах своей компетенции осуществляют контроль и сравнительный анализ соотношения роста доходов населения и роста цен и тарифов на потребительские товары и услуги, в т.ч. на продукты питания и товары первой необходимости, жилищно - коммунальные услуги. Вносят предложения по устранению социально опасных диспропорций между ними.
4.30. Принимают участие в коллегиальных органах управления Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования, осуществляют в пределах своей компетенции контроль за целевым использованием средств этих фондов.
V. Охрана труда, окружающей среды и
здоровья работников стороны
5.1. Обеспечивают выполнение мер по реализации Федеральных законов "Об основах охраны труда в Российской Федераций", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях" и целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Приморском крае на 2001 - 2005 годы".
5.2. В пределах своей компетенции осуществляют контроль и эффективное взаимодействие в сфере охраны труда, экологической безопасности и здоровья работников.
Администрация края
5.3. Обеспечивает государственное управление охраной труда в крае. Разрабатывает и внедряет Положение о государственном управлении охраной труда в Приморском крае.
5.4. Использует экономические стимулы и административные рычаги, побуждающие работодателей к соблюдению и обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии с требованиями законодательства.
5.5. В пределах своей компетенции осуществляет контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными или опасными условиями труда.
Вносит предложения об отнесении предприятий к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда.
5.6. Развивает и совершенствует базу краевых нормативных правовых актов в сфере охраны труда и здоровья трудящихся, экологической безопасности.
5.7. Организует работу межведомственной комиссии по охране труда и осуществляет ее техническое обеспечение.
5.8. Информирует население края о состоянии условий труда и охраны труда, об уровне производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях всех форм собственности, об экологической обстановке в крае.
5.9. Организует проведение обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных.
Работодатели, профсоюзы
5.10. Предусматривают в коллективных договорах разделы по охране труда работников предприятий и заключают в соответствии с нормативными правовыми актами Минтруда России соглашения по охране труда.
5.11. Включают в коллективных договорах конкретные меры по созданию благоприятных условий для эффективной работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и членов комиссий (комитетов) по охране труда, внештатных технических инспекторов профсоюзов.
5.12. Вносят в коллективные договоры дополнительные по сравнению с законодательством гарантии и льготы для лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных условиях труда.
Работодатели
5.13. Обеспечивают:
соблюдение законодательства по охране труда, восстановление, создание и повышение эффективности работы служб охраны труда, не допускают их ликвидацию;
своевременное проведение периодических медицинских осмотров работающих.
5.14. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда в предприятиях, согласно с действующим законодательством.
5.15. В пределах своей компетенции организуют контроль за состоянием условий охраны труда на рабочих местах, за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников. Своевременно устраняют выявленные недостатки и воздействие вредных факторов труда.
5.16. Разрабатывают и реализуют мероприятия по санитарно - бытовому и лечебно - профилактическому обслуживанию работников в соответствии с требованиями по охране труда, предусмотренными законодательством.
5.17. Систематически информируют работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся компенсациях за работу во вредных условиях труда.
5.18. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его здоровья и жизни предоставляют ему другую работу на время устранения опасности с сохранением среднего заработка по предыдущему месту работы.
5.19. Разрабатывают и обеспечивают реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах, выделяют необходимые средства на их выполнение в объеме не менее 0,1 процента суммы затрат на изготовление продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
5.20. Организуют фонды охраны труда, определяют источники их наполнения и осуществляют целевое использование средств.
Профсоюзы
5.21. В пределах своей компетенции осуществляют контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды, за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по труду и проводят работу среди работников по соблюдению правил охраны труда.
5.22. Через систему профессиональной учебы организуют и проводят обучение профсоюзного актива по охране труда.
5.23. Участвуют в подготовке и проведении совещаний, семинаров по охране труда и окружающей среды на всех уровнях, в работе краевой межведомственной комиссии по охране труда, в разработке и реализации мероприятий по улучшению охраны труда.
5.24. Участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, разработке и реализации профилактических мер в соответствии с действующим законодательством.
5.25. В пределах своей компетенции контролируют возмещение работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей в соответствии с действующим законодательством.
5.26. Участвуют в разработке мероприятий по охране труда и окружающей среды, подлежащих включению в коллективные договоры, в пределах своей компетенции, контролируют их выполнение.
5.27. В пределах своей компетенции осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств фонда охраны труда.
5.28. Участвуют в проверках состояния охраны труда на предприятиях, проводимых государственными органами надзора за охраной труда, способствуют выявлению нарушений, их устранению.
VI. Развитие социального партнерства и гарантии
профсоюзной деятельности стороны
6.1. Принимают решения по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение, после консультаций на уровне краевой трехсторонней комиссии.
6.2. Официально информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, не включенным в Соглашение, но затрагивающим интересы работников и всего населения.
6.3. Взаимно обеспечивают возможность представителям сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, представляющих взаимный интерес.
6.4. Содействуют заключению территориальных, краевых отраслевых соглашений, коллективных договоров и их регистрацию в органах по труду. В пределах своей компетенции организуют контроль за их выполнением.
6.5. Способствуют разрешению и предупреждению коллективных трудовых споров.
6.6. Принимают меры по формированию на краевом уровне единых, представительных органов работодателей и профсоюзов для координации совместных действий по социально - экономической защите трудящихся и развитию социального партнерства.
6.7. Обеспечивают функционирование краевой трехсторонней комиссии, оказывают содействие территориальным трехсторонним комиссиям по регулированию социально - трудовых отношений в заключении соответствующих трехсторонних соглашений.
6.8. Способствуют активизации договорного регулирования социально - трудовых отношений.
6.9. Краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений направляет официальное предложение присоединиться к настоящему Соглашению работодателям и трудовым коллективам, которые не участвовали в переговорном процессе и не наделили соответствующими полномочиями участников коллективных переговоров.
Профсоюзы
6.10. Не организуют массовые забастовки и иные акции протеста по вопросам, включенным в Соглашение, при условии их выполнения.
6.11. Инициируют обязательное заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности независимо от численности работников и содействуют их уведомительной регистрации в органах по труду в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" и Законом Приморского края "О коллективных договорах".
Работодатели
6.12. Ежемесячно и бесплатно перечисляют на расчетные счета профсоюзов:
- членские профсоюзные взносы при наличии письменных заявлений работников - членов профсоюза;
- денежные средства организации в размере не менее 0,3% фонда оплаты труда на организацию социально - культурной и иной работы в коллективах.
6.13. Содействуют осуществлению полномочий профсоюзов в организациях всех форм собственности в соответствии с их уставными задачами и действующим законодательством.
6.14. Обеспечивают подготовку и заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности независимо от численности работающих.
6.15. Признают действие тарифных отраслевых соглашений на территории Приморского края и обеспечивают их выполнение в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
6.16. Обеспечивают участие профсоюзов в принятии решений, влияющих на эффективную работу предприятия.
6.17. Знакомя профсоюзные комитеты с анализом финансово - хозяйственной деятельности предприятий и регулярно отчитываются перед работниками по этим вопросам.
Администрация края
6.18. В соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" и Законом Приморского края "О коллективных договорах" осуществляет уведомительную регистрацию коллективных договоров организаций и соглашений всех уровней.
Работодатели, администрация края
6.19. Соблюдают права и гарантии профсоюзной деятельности, не препятствуют созданию профсоюзов и способствуют осуществлению ими уставной деятельности в организациях всех форм собственности.
Профсоюзы, администрация края
6.20. В пределах своей компетенции осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров предприятий, организаций всех форм собственности, отраслевых, территориальных и иных соглашений.
Работодатели, профсоюзы
6.21. В соответствии с Федеральным законом "О коллективных договорах и соглашениях" заключают коллективные договоры (соглашения) в организациях всех форм собственности и обеспечивают представление их в 7-дневный срок после подписания в органы по труду на уведомительную регистрацию.
Первый вице - губернатор края
А.И.ЛИНЕЦКИЙ
Председатель Совета Федерации
профсоюзов Приморского края
В.П.ЧУБАЙ
Председатель
Приморской региональной общественной
организации ассоциации свободных профсоюзов
"Конфедерация Труда Приморья"
В.В.КОЗАРЕНКО
Председатель
Приморского краевого союза "Соцпроф"
А.В.КОЛОС
Председатель
краевого совета профсоюзов "Единение"
С.С.ЛЕГКОНОГОВ
Генеральный директор
ОАО "Приморспецрыбстрой"
Н.В.ЖИРКОВ
Генеральный директор
муниципального предприятия ВПАТ-1
В.Д.МАРИЕНКО
Директор
краевого государственного унитарного
предприятия "Госнедвижимость"
А.Е.ПОПКОВ