Законодательство
Приморского края

Приморский край

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






ПИСЬМО Управления МНС РФ по Приморскому краю от 01.02.2002 № 15-09/143
<ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ НДС НА МЕДИЦИНСКУЮ ПРОДУКЦИЮ И О ПОРЯДКЕ ПЕРЕХОДА НА ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД АПТЕЧНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

ПИСЬМО
от 1 февраля 2002 г. № 15-09/143

<ОБ ИСЧИСЛЕНИИ НДС АПТЕЧНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ>

ИМНС России по Фрунзенскому району
г. Владивостока

Департамент здравоохранения
администрации Приморского края

на письмо
заместителя руководителя
Департамента здравоохранения
администрации края
А.В.КАЛИНИНА
от 15 января 2002 г. № 36/78

В связи с принятием Федерального закона РФ от 28.12.2001 № 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в структуре аптечных учреждений края по уплате введенного НДС сформировать два типа учреждений:
- уплачивающих НДС по общему порядку;
- производящие уплату единого налога на вмененный доход.
В целях одинакового понимания и исполнения вышеуказанного Закона всеми участниками фармацевтического бизнеса департамент здравоохранения просит дать разъяснение по следующим вопросам:

Вопрос 1: Каким образом производится начисление НДС в аптечных учреждениях, уплачивающих этот налог по общему порядку? Следует ли, учитывая, что постановлением губернатора края от 20.06.2000 № 461 установлено применение предельных размеров надбавок к отпускным ценам производителя (импортера), производить формирование розничной цены следующим образом:

розничная цена = (отпускная цена (без НДС) +

наценка, исчисленная от
зарегистрированной цены
+ производителя или от ) х НДС по ставке 10%
отпускной цены поставщика

а в случае необходимости начисления налога с продаж, его начисление производится к сформированной в указанном порядке розничной цене.

Ответ: Федеральным законом от 28 декабря 2001 г. № 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" введена 10-процентная ставка налога на добавленную стоимость на лекарственные средства, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, и на изделия медицинского назначения.
При реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения исчисление налога на добавленную стоимость производится с налоговой базы по ставке 10 процентов. Налоговая база включает в себя цену приобретения товара от поставщика без учета налога на добавленную стоимость и сумму торговой наценки.

Вопрос 2: С какого времени следует провести переоценку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, реализуемых в аптечных предприятиях (являющихся плательщиками НДС), с увеличением цены товара на сумму НДС? В соответствии со статьей 3 вышеназванного Закона он вступает в силу не ранее месяца со дня его официального опубликования, однако его действие распространяется на правоотношения возникшие с 01.01.2002. Означает ли это, что аптечные предприятия будут обязаны уплатить НДС на товары реализованные после 01.01.2002?

Ответ: Вышеуказанная норма закона вводится в действие по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
Таким образом, при реализации с 1 января 2002 года лекарственных средств, изделий медицинского назначения применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.

Вопрос 3: Облагает ли НДС товар, отгруженный до 31.12.2001, но оплаченный после 01.01.2002?

Ответ: Лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отгруженные (в том числе комиссионерами) до 31 декабря 2001 года (включительно), освобождаются от налога в соответствии с подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Оплата, поступившая после 31 декабря 2001 года продавцам (в том числе комиссионерам, включая сумму их комиссионного вознаграждения) по этим товарам (отгруженным по 31 декабря 2001 года включительно) в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость не включается.

Вопрос 4: Каким образом формируется цена на товар, находящийся в аптечных учреждениях на остатке на 01.01.2002?
- перешедших на единый налог по вмененному доходу;
- не перешедших на единый налог по вмененному доходу?

Ответ: Реализация остатков лекарственных средств и изделий медицинского назначения, числящихся на 1 января 2002 года на счетах бухгалтерского учета производится с налогом на добавленную стоимость.
Организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, следовательно при реализации остатков начисление налога на добавленную стоимость не производится.

Вопрос 5: Подпадают ли аптечные предприятия под действие Федерального закона от 31.07.1998 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход на определенные виды деятельности" и Закона Приморского края от 11.04.2000 № 88-КЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Приморском крае" и относятся ли они к предприятиям малого бизнеса?

Ответ: В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 3 Закона РФ от 31.07.1998 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный налог для определенных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями) плательщиками единого налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Законом Приморского края от 26.11.2001 № 176-КЗ с 01.01.2002 введен в действие подпункт 6 пункта 1 статьи 3 и соответствующие ему абзацы пункта 6 приложения 1 к Закону от 11.04.2000 № 88-КЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Приморском крае" (далее по тексту - Закон "О едином налоге"), в соответствии с которым розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, торговые павильоны и другие стационарные точки переводятся на уплату единого налога.
Аптеки осуществляют розничную торговлю фармацевтическими и медицинскими товарами, которые согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности продукции и услуг ОК 004-93 (учрежденному постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17) имеет код 5231 и относится к розничной торговле.
В связи с этим, деятельность аптек по реализации готовых форм медицинских препаратов следует рассматривать как розничную торговлю, подлежащую налогообложению согласно Закону "О едином налоге" с 01.01.2002.
Согласно статьи 11 Федерального закона от 31.07.1998 № 148-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона и введении единого налога соответствующими нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ не применяется абзац второй части первой статьи 9 Закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 01.07.1999 № 111-О положение Федерального закона от 31.07.1998 № 148-ФЗ о не допустимости применения в дальнейшем абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования, включая соответствующий нормативный акт законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации о введении на его территории единого налога.
То есть, если аптечные учреждения до вступления в силу Федерального закона "О едином налоге" были зарегистрированы как субъекты малого предпринимательства и подлежали налогообложению, как субъекты малого предпринимательства, то на основании статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" они вправе в установленный период (4 года) не переходить на уплату единого налога на вмененный доход.

Вопрос 6: Какой документ является свидетельством о переходе аптечного предприятия на уплату единого налога на вмененный доход?

Ответ: Статьей 10 Закона "О едином налоге" установлено, что все налогоплательщики, подпадающие под действие настоящего Закона, обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде.
При наличии у предпринимателя или организации нескольких торговых точек или иных мест осуществления деятельности на основе свидетельства расчет суммы единого налога предоставляется по каждому из таких мест.
Налоговые органы по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет проверяют приведенные в представленных расчетах данные и не позднее одного месяца после получения указанных расчетов официально уведомляют по установленной форме налогоплательщика о переводе его на уплату единого налога с указанием конкретных сумм вмененного дохода, установленного налогоплательщику на очередной налоговый период по налогоплательщику в целом и по каждому месту осуществления деятельности.
Таким образом, документом, свидетельствующим о переводе налогоплательщика на уплату единого налога является уведомление о переводе на уплату единого налога.

Вопрос 7: Будет ли правильным производить аптечным учреждениям, перешедшим на уплату единого налога на вмененный доход формирование розничной цены по медикаментам, полученным от производителя (поставщика) с указанием НДС, следующим образом:

цена наценка, исчисленная
розничная цена = приобретения + от цены поставщика
с НДС без НДС ?

Ответ: Организации, перешедшие на уплату единого налога, формирование розничной цены по лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения, полученным от производителя (поставщика), производят следующим образом:

розничная цена = цена приобретения с НДС + торговая наценка

Вопрос 8: По какому принципу осуществляется переход на единый налог на вмененный доход сети аптек, состоящей из нескольких структурных подразделений (а также аптек, имеющих аптечные пункты), являющихся единым юридическим лицом, если численность работающих по каждому структурному подразделению менее 30 человек, а в головном предприятии более 30 человек?

Ответ: По аптечным учреждениям, являющимся обособленными подразделениями одной организации (юридического лица), предоставлять расчет единого налога на вмененный доход и производить его уплату следует по месту расположения этих учреждений. При этом численность каждого из структурных подразделений должна быть не менее 30 человек, независимо от численности организации в целом.
Кроме того, сообщаем, что по структурным подразделениям, входящим в состав одного предприятия и осуществляющим свою деятельность на территории г. Владивостока, представлять расчет единого налога на вмененный доход и производить его уплату можно по месту регистрации головной организации, поскольку г. Владивосток имеет единый бюджет муниципального образования.

Вопрос 9: Подлежит ли переходу на единый вмененный доход изготовление лекарственных средств по индивидуальным прописям? В соответствии с постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 31 октября 2001 года № 1109 изготовление лекарственных средств аптечными предприятиями относится к медицинским услугам, которые подпадают под действие ФЗ № 148.

Вопрос 10: Подлежит ли переходу на единый вмененный налог отдел оптики аптеки, осуществляющий изготовление и розничную реализацию очков. Может ли быть отнесено изготовление очков к медицинским услугам?

Ответ: Аптеки на ряду с реализацией готовых лекарственных средств населению, осуществляют деятельность по изготовлению лекарственных средств по рецептам врачей и их реализацию.
В соответствии с толкованием подпункта 3 пункта 1 статьи 3 Закона Приморского края от 11.04.2000 № 88-КЗ, принятым постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 31.10.2001 № 1109, к медицинским услугам (за исключением платных услуг, оказываемых медицинскими учреждениями, финансируемыми из бюджетов всех уровней), по которым в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона Приморского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Приморском крае" производится уплата единого налога на вмененный доход, следует относить услуги по изготовлению лекарственных средств аптечными учреждениями и услуги по изготовлению очковой оптики (за исключением солнцезащитной).
Таким образом, аптеки, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли, являются плательщиками единого налога на вмененный доход не только в части доходов от реализации приобретенных товаров, но и в части доходов, извлекаемых от реализации продукции собственного производства (лекарственных препаратов и очковой оптики).

Вопрос 11: Является ли "Реестр медицинских изделий" (издание официальное) критерием для применения термина "изделия медицинского назначения" ко всем внесенным в него наименованиям (с целью льготного налогообложения по ставке 10%). В частности, подлежат ли льготному налогообложению приборы и аппараты медицинские, которые предназначены для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, а так же изделия очковой оптики?

Ответ: В соответствии с п. п. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению реализация:
- линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 № 240;
- важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 № 19.
При налогообложении изделий медицинского назначения, медицинской техники, линз и оправ для очков следует пользоваться вышеуказанными постановлениями и Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93.
Например, при определении порядка налогообложения по приборам и аппаратам медицинским следует пользоваться кодом 944400 "Приборы и аппараты для лечения, наркозные" Общероссийского классификатора ОК 005-93.

Вопрос 12: Подлежит ли налогообложению (и по какой ставке) литература медицинская?

Ответ: Федеральным законом от 28 декабря 2001 года № 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса РФ введена 10-процентная ставка налога на добавленную стоимость на периодические печатные издания, учебную и научную книжную продукцию.
При реализации с 1 января 2001 года книжной продукции медицинского характера применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.

Вопрос 13: Является ли ответ на наш запрос, данный управлением Министерства по налогам и сборам по Приморскому краю, официальным документом для применения его в качестве руководящего при возникновении возможных разногласий по вышеуказанным вопросам?

Ответ: Порядок налогообложения лекарственных средств и изделий медицинского назначения разъяснен в письме МНС РФ от 08.01.2002 № ШС-6-03/6(альфа).
Ответ, данный Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю на Ваш запрос, носит разъяснительный характер.

И. о. руководителя Управления -
Советник налоговой службы
Российской Федерации 1 ранга
М.А.ИВАНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru